Это одно из наиболее эффективных предложений по усовершенствованию двигателей "жигулей" было представлено еще в 1989 году. Позже мы рассказывали о положительных результатах их применения на автомобилях тех лет. Недавно изготовитель гидрокомпенсаторов - ВЭА "Гермес" модернизировал конструкцию, что побудило нас установить устройство на "Ниву" ВАЗ-21213. Позади первые 10 тысяч километров, что дает основание еще раз вернуться к устройству, которое может заинтересовать владельцев "жигулей" всех моделей. Рассказывает Борис Синельников.
Напомним о принципе: в головку блока вместо винтов, которыми регулируют клапанные зазоры, вворачивают плунжерные пары "втулки-цилиндры - плунжеры". К ним по дополнительным трубкам подводят масло из смазочной системы, благодаря чему плунжер заставляет рычаг (рокер) постоянно прижиматься к поверхности кулачка распредвала. Что это дает? Отпадает необходимость проверять и регулировать клапанные зазоры, точнее соблюдаются фазы газораспределения, меньше изнашиваются и шумят детали газораспределительного механизма (они не испытывают теперь ударных нагрузок). Кроме того, отмечено снижение токсичности выхлопа (в том числе содержание СО в пять-семь раз) и расхода топлива. Но если этот механизм столь хорош, почему его не устанавливают на конвейере? Тому есть несколько причин. Главная - монтаж устройства требует тщательности и тонкой регулировки, а значит, времени, что для заводского конвейера - непозволительная роскошь. Для станций же такая работа нерентабельна. Кроме того, устройство имеет недостаток: в случае снятия головки блока его необходимо разбирать. А собрать в новь со старыми прокладками - невозможно.
Эти обстоятельства побудили специалистов "Гермеса" заняться совершенствованием конструкции. Сначала разработали плунжерную пару без подвода масла из системы - оно туда попадало из масляного тумана, заполняющего пространство под крышкой головки. Это заметно упрощало монтаж. Однако отсутствие протока масла привело к тому, что гидрокомпенсаторы на больших оборотах стали работать как амортизаторы, и от этой идеи пришлось отказаться. а | б |
|
| Гидрокомпенсаторы клапанных зазоров: а - детали; б - механизм в сборе (на двигателе); 1 - плунжер; 2 - шарик-клапан; 3 - пружина клапана; 4 - опорная шайба; 5 - пружина; 6 - регулировочные шайбы; 7 - втулка; 8,10 - маслоуплотнительные шайбы; 9 - маслоподводящие пластины; 11 - Г-образная трубка; 12 - опорная Т-образная шайба; 13 - маслоподводящая рампа; 14 - контровочная пластина. |
Последняя модернизация - усовершенствование системы, подводящей масло к паре. Если прежде ее надо было собирать на двигателе из многих деталей, используя уплотняющие кольца, то теперь они заменены единой рампой. Ее штуцера из прочной термостойкой пластмассы легко, без уплотняющих колец, соединяются с пластинами (из той же пластмассы), в которых заделаны стальные кольца для плунжерной пары. Такое решение позволяет устанавливать пластины и на разновысокие бобышки, которые нередко встречаются на двигателях последних лет выпуска. Кроме того, система быстро и легко собирается и разбирается, причем делать это можно неоднократно. Благодаря более надежным соединениям исключены утечки масла. Это позволило увеличить зазор между плунжером и втулкой, который раньше приходилось выдерживать в пределах нескольких сотых долей миллиметра. Теперь их поверхности допускается даже очищать мелкой шкуркой, если со временем это понадобится.
Другой давний вопрос автомобилистов, заинтересовавшихся гидрокомпенсаторами: трудно ли их монтировать своими силами? Сказать, что просто - нельзя. Механики и опытные автовладельцы успешно справлялись и с прежней конструкцией, а новую монтировать легче. Основное препятствие - встречающиеся иногда в головке блока большие отклонения от номинальных размеров в резьбе под регулировочные болты и в высоте бобышек, на которые устанавливают пластины. Из-за этого приходится подгонять и подбирать детали, кое-что регулировать. Впрочем, изготовитель сопровождает комплект деталей подробной инструкцией, один пункт которой, на наш взгляд, особенно важен: детали плунжерных пар невзаимозаменяемы и путать их при установке или разборке механизма недопустимо. Предыдущая конструкция напоминала о своем присутствии непродолжительным стуком после пуска холодного двигателя, новая - никак о себе не дает знать. Двигатель редакционной "Нивы" после установки гидрокомпенсаторов работает ровнее и тише, чем прежде, и никаких претензий к механизму пока не возникло. Кстати, он не столь чувствителен к качеству моторного масла, как его предшественник, а также подобные системы на двигателях иномарок. Однако это не означает, что о регулярной замене масла можно забыть. "За рулем"
|