Заядлый джипер,
инженер-испытатель департамента технического
развития АО АВТОВАЗ, автомобильный журналист Сергей Мишин
заканчивает свою книгу, в которой обобщает опыт
управления Нивой в различных дорожных и
внедорожных условиях. Мы решили, не дожидаясь
выхода в свет этого, на наш взгляд, очень
интересного издания, начать публикацию
некоторых его глав.
Часть I. Отступление (не по делу)
1. Полный привод
Прежде чем начать разговор об
особенностях управления Нивы , давайте
попробуем разобраться в том, что такое полный
привод и зачем он нужен. Чем отличается эта
машина от Жигулей и Самар и что эти отличия
дают автомобилю?
Для этого придется
познакомиться с теорией автомобиля. За счет чего
движется автомобиль?
С одной стороны, потенциальные
возможности движения определяет СИЛА ТЯГИ,
которая обуславливается крутящим моментом
двигателя, преобразованным трансмиссией. Кроме
этого, на автомобиль действуют и силы
сопротивления движению. Для того, чтобы машина
двигалась, надо, чтобы сила тяги была не меньше сопротивляющихся
сил. Правда, чтобы стронуть автомобиль с места,
сила тяги должна быть больше них.
С другой стороны, сила тяги
реализуется через ведущие колеса автомобиля и
ограничивается СИЛОЙ СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕС С ДОРОГОЙ.
Если силы тяги не хватит, чтобы
преодолеть какое-либо препятствие, то двигатель
остановится (заглохнет), а если сила тяги
превысит силу сцепления, то колеса начнут
проскальзывать (буксовать). И в том, и в другом
случае автомобиль дальше двигаться не сможет.
Сила сцепления колес с дорогой
определяется весом, приходящимся на ведущие
колеса (которые реализуют силу тяги), умноженным
на величину коэффициента сцепления колес с
дорогой. Чем более скользкое покрытие, тем меньше
коэффициент сцепления. Например, на сухом
асфальте он равен 0,8, а на льду - 0,1. Это значит, что
реализуемая сила тяги на льду в 8 раз меньше, чем
на асфальте! Вот почему на льду возникают
проблемы с троганием, как, кстати, и с торможением.
У автомобиля с колесной формулой
4х2 (всего колес - 4, ведущих - 2) вес, приходящийся
на ведущие колеса, составляет от 40 до 60 % общего
веса. А у его аналога с колесной формулой 4х4 на
ведущие (читай: все ) колеса приходится 100% веса.
Это значит, что у полноприводной машины ( 4х4 )
реализуемое тяговое усилие больше, чем у 4х2 ,
примерно в два раза! Это и позволяет автомобилю с
приводом всех колес более полно реализовать свои
потенциальные тяговые возможности.
2. Конструктивные особенности Нивы
2.1. Постоянный полный привод
Давайте посмотрим, насколько Нива
приспособлена к возможностям движения вне дорог,
насколько она по своим конструктивным
особенностям является вездеходом.
Нива имеет ПОСТОЯННЫЙ ПРИВОД
ВСЕХ КОЛЕС или, как это называется у специалистов,
постоянный полный привод. Это значит, что
крутящий момент от двигателя постоянно
подводится и к передней ...прочитать далее »
2.2. Тяговое усилие и
возможности его увеличения
Для того чтобы избавиться от
известного недостатка межосевого дифференциала
(когда при ощутимой разнице в коэффициенте
сцепления дорожного покрытия буксует та ось,
колеса которой находятся на более скользком
покрытии, а на колеса, стоящие, например, на
твердом грунте, крутящий момент не передается),
существует РЕЖИМ БЛОКИРОВКИ ДИФФЕРЕНЦИАЛА.
Крутящий момент при этом распределяется поровну
(50:50) между осями, так как между ними вводится
жёсткая ...прочитать далее »
2.3. Геометрические параметры
проходимости
При движении по пересеченной
местности вам придется столкнуться на практике с
понятиями углов въезда и съезда и угла рампы .
Короткие передний и задний свесы кузова Нивы ,
как, впрочем, и любого другого внедорожника
определяют большие углы въезда и съезда, которые
влияют на то, какой крутизны подъем можно
преодолеть без контакта с грунтом кузова или его
элементов.
Помните, что установка
буксирного ...прочитать далее »
Для начала примите правильную посадку. Подушку сиденья расположите так, чтобы левая нога, выжав до конца педаль сцепления, оставалась слегка согнутой. Это необходимо для обеспечения надежного управления сцеплением. Как правило, для этого сиденье требуется передвинуть вперед на один щелчок от привычного положения для асфальта. Спинку сиденья расположите как можно круче, разумеется, в пределах ...прочитать далее »