На сайте «Моя НИВА» можно найти различную информацию про автомобиль Лада 4x4 (выпускавшийся раньше как ВАЗ-2121 Нива). Устройство, особенности эксплуатации, ремонт и тюнинг Нивы, видео и фото Lada 4x4 - обо всём этом читайте и смотрите здесь. Добро пожаловать!
МЫ НАЧАЛИ цикл материалов о российском автопроме, ибо (цитируем
преамбулу к первой статье цикла, ТорСаг ММ, 2008 г.) «знание
собственной истории - признак культуры. Знание истории отечественного
автомобиля - отличительный знак воспитанного автомобилиста».
Мы считаем, что человек должен испытывать гордость за свою страну, а
для этого он должен (имеет право) знать о достижениях ее и ее людей.
Они есть, но, как показывает жизнь, о них мало кто знает и еще меньше
их помнят... Рассказывая о малоизвестных фактах отечественной
автомобильной истории, мы даем повод лишний раз испытать гордость за
наше Отечество. А воспитанный (читай - образованный) автомобилист и
ведет себя на дороге соответственно. Теперь задумайтесь над этим и
ответьте себе сами - имеет это отношение к Тюмени?
Итак, продолжаем. Сегодня - история первого в мире кроссовера.
36 ЛЕТ НАЗАД... Тридцать шесть лет назад советским конструкторам удалось создать
автомобиль, равного которому не было в мире. Своим появлением он сломал
стереотипы и стал родоначальником нового класса. Имя его - ВАЗ-2121
«Нива».
КТО ЗАКАЗАЛ «НИВУ»? Работа над автомобилем началась в далеком уже 1970 году. Задачу -
«создать автомобиль для села» - поставил конструкторам ВАЗа Алексей
Николаевич Косыгин, тогдашний председатель Совета министров СССР. Он
«попросил» сделать полно-приводной вариант «Жигулей», способный ездить
в условиях бездорожья. Первоначально конструкторы предполагали лишь
увеличить у «Жигулей» дорожный просвет и оснастить машину полным
приводом, но затем решили сделать принципиально новый автомобиль.
Задача оказалась крайне сложной...
В ЧЕМ БЫЛА НОВИЗНА «НИВЫ»? Инженеры ВАЗа замахнулись на немыслимое: в сжатые сроки создать
первый в мировой практике комфортабельный внедорожник малого класса!
Почти все выпускаемые тогда джипы имели отключаемый передний привод,
зависимую подвеску, рамную конструкцию, спартанский интерьер, мягкий
тентованный верх. Русские решили делать все с точностью до наоборот:
постоянный полный привод, независимая подвеска, несущий кузов и
комфортабельный салон. Читать дальше...
Факт второй: раздатка,
установленная на опытных образцах «Нивы», позволяла включать на выбор
передний, задний либо оба моста, то есть автомобиль мог быть передне-,
задне- или полноприводным! На серийных автомобилях от такой раздаточной коробки пришлось отказаться по экономическим и технологическим причинам…
Читать дальше...
КАК ЕЕ ИСПЫТЫВАЛИ Перед государственной комиссией встал вопрос: по какой программе
испытывать необычную машину? Стандартная программа тестов вездеходов
была очень жесткой: почти без асфальта, с большим процентом бездорожья.
«Легковая» же программа, наоборот, включала преимущественно асфальт и
лишь чуть-чуть укатанного грунта и щебенки. Читать дальше...
ПЕРВЫЕ 50
Близился очередной, XXV съезд КПСС. В лучших советских традициях на
заводе было решено «в подарок съезду» собрать 50 новых автомобилей. Их
собрали в феврале 1976 года, по так называемой обходной технологии.
Факт четвертый: автомобили
из этой партии (ее называли опытно-промышленной) в продажу не
поступали, а были распределены по организациям в разные регионы страны. Таким образом, «авторитетные» мнения о том, что кто-то обладал «Нивой» из первой партии - очередной миф.
Читать дальше...
СКОЛЬКО ОНА СТОИЛА?
Первые «Нивы» стоили ровно 9000 рублей (чуть меньше «Волги»). 1
июля 1979 года все советские легковые машины подорожали, и «Нива»
потянула уже на 10300 целковых. Это снизило покупательский интерес к
ней, и ценник вернули в прежнее русло. Но главной проблемой для
советского человека всегда были даже не деньги, а невозможность
потратить их: мало того, что до 80% всех собранных «Нив» уходило на
экспорт, так еще и купить оставшиеся 20% было непросто - дефицит!
Читать дальше...
«НИВА» ЗА РУБЕЖОМ
Факт восьмой: «Нива» никогда не продавалась за границей в том же
виде и в той же комплектации, что и на внутреннем рынке, в СССР. Там на
нее ставили высокую крышу, расширенные колесные диски, специальную
резину, панорамные зеркала, задние дворники (на первых наших авто их не
было). Ее перекрашивали, клеили на нее молдинги, а салон перешивали.
Задние сиденья делались складными, передние - анатомическими. Машины
комплектовались люками, расширителями колесных арок, иными решетками
радиатора, лебедками. На «Ниву» ставили защиту фар, противотуманки,
кенгурятники, подножки... И это все - двадцать лет назад...
Читать дальше...
РЕКОРДЫ И ДОСТИЖЕНИЯ «НИВЫ»
Чего-чего, а рекордов на счету нашей «Нивы» хватает! Вот лишь некоторые из них.
В 1998 году она своим ходом поднялась на Эверест до базового лагеря, расположенного на высоте 5200м, а в 99-м на Тибетском плато в Гималаях взяла высоту в 5726м над уровнем моря.
Альпинисты оценят. Это факт 13-й (рекорд англичан, зафиксированный в
1997 году на Эльбрусе, был достигнут с помощью подручных средств -
тогда «Ленд Ровер» втащили на отметку 5642 метра буквально тросами и
лебедками. А это, как говорят в Одессе, две большие разницы). После
этого покорение русским внедорожником вершины Фудзиямы, священной горы
и самой высокой точки Японии (3776м) уже не кажется чем-то
исключительным - так, небольшая прогулка по руслу высохшего ручьи, не
более... Но глаза японцев, наблюдавших эту «прогулку», округлялись до
размеров, не предусмотренных природой - им такое и в голову не могло
прийти!
Читать дальше...
«НИВА» И АВТОСПОРТ
Такая уникальная машина, как «Нива», просто не могла не побеждать и в автоспорте. И она побеждала, и еще как!
В 1981 году, впервые участвуя в супермарафоне «Париж - Дакар»,
советский вездеход лидировал на семи этапах и занял итоговое третье
место среди всех внедорожников. В том же 1981 году, «Нивы» выиграли
сразу две престижнейшие гонки - «Ралли Туниса» и «Алжирское ралли». В
следующем году гонщик
Жан-Клод Бриавуан занял в «Дакаре» второе место в абсолютном зачете, а
другой француз -Андре Тресса - выиграл на нашей «Ниве» два других
ралли: «Ралли Фараонов» в Египте и «Алжирское ралли».Факт
шестнадцатый. Еще через год «Нива» вновь взяла «серебро» на «Дакаре», а
в «Ралли Фараонов-84» три «Нивы» вообще заняли весь подиум! Это был
настоящий триумф советского автопрома!
Читать дальше...
САМЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ «НИВЫ»
1. Плавающий автомобиль-амфибия ВАЗ-2122. Разработан в 1974 году для
охотников и рыболовов (официальная версия) и для спецслужб и армии
(истинное назначение). В основе конструкции - тот самый «крокодил».
Успешно прошел государственные испытания. Затем проект лег на полку...
Лежит до сих пор. Среди военных известен как «Проект «Река». Прототип
находится в Военном автомобильном музее в Рязани.
Читать дальше...