Недавно поставил электровентилятор в систему
охлаждения.
Родной снял совсем (при этом пришлось поставить
на шкив укороченные на 1 см болты).
Ставил из двух соображений:
1. Возможная экономия бензина (так как крутится не
все время).
2. Несколько раз при проезде бродов глубиной до
середины двери вода доставала до штатного
вентилятора и заливала всё под капотом (вообще-то
говорят, перед преодолением брода надо ремень
снимать, но я по легкомысленности этого не делал -
всегда кажется, что лужица мелкая). Электрический,
при преодолении брода, может быть и в выключенном
состоянии.
Сам вентилятор взял от 2110 - многолопастный, с
балансируемой крыльчаткой (там есть такие
специальные пазы для вставления балансировочных
пластинок). По ощущениям дует намного сильнее,
чем шестёрочный и, главное совсем другой звук.
Если шестёрочный ревёт, то этот, как дикий скутер, шипит мощной
струей воздуха и всё.
Ставил в кожух от шестерки у которого
отпилил кронштейн (посадочное место в кожухе под
мотор такое же). Сам кожух крепил к радиатору со
стороны трамблера (как в шестерке, проложив ребро
кожуха разрезанной вдоль клистирной трубкой),
полосами 1мм металла к левому верхнему болту
крепления радиатора, болту опоры запаски,
просверленному отверстию в полке примерно
посередине радиатора и при помощи "ноги" из
того же металла, вставленной между радиатором и
его нижней опорой. В принципе при таком
расположении в экстренном случае можно быстро
поставить на место штатный вентилятор (правда
без родного кожуха), либо хватает места на еще
один такой же электрический.
Подключил вентилятор через реле от зажигания (то есть,
при выключеном зажигании никогда не работает,
мотор же, через реле и предохранитель, к силовому
плюсу) и от жигулевского датчика включения
вентилятора ТМ-8. Можно наверное ставить и
восьмёрочный, но он погорячее на несколько
градусов, а у меня двигатель 1.9 литра и хотелось
сделать ему попрохладнее. Датчик вставил в
верхний патрубок к радиатору, т. е. на выходе из
блока, там где горячее всего, опять же для
облегчения теплового режима. Датчик ввинчен в
точеный патрубок с эксцентриком согласно
журналу "За рулем". Однако, деталь эту
пришлось делать самому (благо на даче токарный
станок есть), а потом фрезеровать и резать резьбу
в мастерских. Шурин же пошел другим путём - взял
подходящую трубку, отрихтовал у неё одну стенку и
вставил в неё датчик на гайке. Конечно не так
красиво как у меня, но в сто раз быстрее. Вариант
управления от компаратора, подключенного к
штатному датчику на блоке цилиндров отверг из-за
лени делать схему.
И немного о результате.
В отличие от шестерки вентилятор включается
довольно часто. У светофоров через раз и иногда
при резком ускорении в гору (имею в виду нынешнюю
жару), однако стрелка температуры, доходя до 90, как
будто упирается в стену и дальше не заходит ни на
миллиметр. В принципе наверное можно заставить
включаться реже установкой восьмёрочного, более
горячего датчика, но это не для моего двигателя.
Кстати о звуке. Я сейчас в процессе доделки
звукоизоляции, так вот - вентилятора не слышно вообще. Определить факт включения можно лишь по
небольшому падению оборотов внутрисалонного
вентилятора (ну и с улицы, конечно слышно).
|