Не раз рассказывалось об испытаниях присадок к маслам или бензинам. Нередко нам приходилось сравнивать их свойства: моющие, диспергирующие (растворяющие), антиокислительные. Сегодня попытаемся наглядно показать, как они действуют.
| 1. В обе пробирки добавлено одинаковое количество воды. Почувствуйте разницу. | | 2. Скорость коррозии в одной из пробирок удалось замедлить. | | 3. Растворенная грязь стекает на дно, оставляя стенки более чистыми. | | 4. Одно из резиновых полуколец набухло и вытянулось в длину. | | 5. Разная вязкость масла заставляет поршни опускаться с разной скоростью. | | 6. Присадка для снятия нагара с клапанов растворяет кусочек рубероида. |
Связывание воды. Вода в топливной системе – великое зло. Справедливо это как в отношении бензиновых моторов, так и дизелей. Вода накапливается в топливном баке, в поплавковой камере карбюратора и других элементах системы питания, попросту выпадая в осадок, поскольку тяжелее бензина. Своим появлением здесь она отнюдь не всегда обязана тому злоумышленнику, что на заправке разбавляет бензин водой. Влага присутствует в воздухе и охотно конденсируется на поверхности бензина при его хранении или транспортировке. А вот удалить ее из бензина или системы питания автомобиля весьма сложно. Хорошим подспорьем могут служить специальные присадки, способные "связывать” воду. Они позволяют образовать относительно устойчивое соединение воды с бензином или дизельным топливом и отправить лишнюю влагу в камеру сгорания. Наглядный пример работы такой присадки показан на фото 1. В обе пробирки с бензином добавлено поровну воды и в одну из них – присадка. После легкого встряхивания в одной из пробирок вода "растворилась” в бензине, в другой – осталась мертвым грузом "лежать” на дне. Такие препараты могут продаваться как самостоятельный продукт или входить в состав комплексных присадок к бензину, рассказ о которых – в одном из ближайших номеров. Защита от коррозии. Одно из неприятных свойств бензина – его коррозионная активность. Неспроста элементы топливной системы бензиновых двигателей стараются изготавливать из коррозионностойких материалов – обычно меди и алюминия. По этой же причине многие фирмы вводят в свои препараты добавки, снижающие коррозионное воздействие бензина на металлы. Убедиться в работоспособности таких препаратов можно, взглянув на фото 2. В обе пробирки с бензином помещены одинаковые металлические образцы, и в одну из пробирок добавлена присадка. Спустя определенное (довольно длительное) время на обоих образцах появляются следы коррозии. В пробирке с присадкой коррозия оказывается меньше и "ржавчина” частично растворяется в бензине. Присадки, обладающие таким защитным действием, редко продаются отдельно; обычно их добавляют в различные препараты комплексного действия или, например, в промывки, о которых журнал уже писал (ЗР, 1998, № 10). Растворение "грязи”. Свойство связывать различные отложения необходимо, в первую очередь, маслам. Несмотря на сложное название – "диспергирующие свойства”, принцип действия подобных добавок довольно прост. Любая "грязь” в двигателе не должна навечно выпадать в осадок и засорять элементы масляной системы. Ее необходимо "измельчить” и "растворить” в масле. Особое внимание мы уделяли этому свойству, когда рассказывали о промывке двигателя (ЗР, 1998, № 10) и о комплексной присадке к моторному маслу (ЗР, 1998, № 5). Теперь показываем. На фото 3 вновь две пробирки: в одной – масло с "грязью”, в другой – с "грязью” и диспергирующей присадкой. За несколько секунд до срабатывания затвора фотоаппарата пробирки перевернули. Результат виден невооруженным глазом: там, где "грязь” удалось растворить, с верхней части пробирки стекают остатки гряземасляной смеси. В отсутствие присадки стенки пробирки остались грязными и непрозрачными. Восстановление сальников. Любая деталь в двигателе изнашивается по мере ее работы. Не исключение и резинотехнические изделия: сальники, колпачки и т. п. Они могут истираться, покрываться микротрещинами – одним словом, портиться. Конечно, лучше всего заменить подтекающий сальник или колпачок. Однако далеко не каждый полезет в недра мотора, пока не почувствует, что износ достиг критического значения, – процедура достаточно трудоемкая. Чтобы не заниматься этим лишний раз, придуманы специальные присадки. Конечно, они не возвращают резиновым изделиям их первозданные качества, а лишь вызывают небольшое набухание резины. Но в большинстве случаев этого оказывается достаточно для того, чтобы восстановить работоспособность уплотнения. На фото 4 показаны очередные пробирки с двумя половинками одного и того же резинового кольца. Как вы уже догадались, в одну из них добавлена специальная присадка. Набухание одной из двух половинок кольца, заключенного в ограниченное пространство пробирки, привело к тому, что полукольцо вытянулось в длину. Подобные препараты – восстановители сальников предлагают покупателям отдельно или добавляют в промывку двигателя. В обоих случаях изготовители рекомендуют пользоваться ими не слишком часто – например, раз в 30–40 тысяч километров. Вязкостные свойства масел. На следующей, пятой фотографии – уже не две, а три пробирки. В каждой из них – некое подобие поршня, помещенного в сосуд с небольшим зазором. На снимке показано, насколько отличается скорость опускания "поршней” после переворота пробирок. Отличие обусловлено разной вязкостью масел, налитых в пробирки. Многим известно, что каждому двигателю, в зависимости от степени его износа, необходимы масла различной вязкости: при обкатке мотора – пожиже, в "юношеском” и "зрелом возрасте” – обычное, при большом износе – погуще. Некоторые автолюбители в соответствии с этим выбирают разные масла, например, классов вязкости 10W-30, 10W-40 и 10W-50 соответственно. Но что делать тем, кто не желает вникать в классификацию масел? За них подумали другие люди и выпустили присадки, изменяющие вязкость масла. Приходит человек в магазин, покупает присадку для "старого” двигателя и просто заливает ее в "обычное” масло. Что куда заливать? Необходимость правильно применить каждый предмет хорошо объяснил известный специалист в области объектно-ориентированного проектирования Гради Буч: "Дайте мощную электродрель плотнику, который не слышал об электричестве, – и он использует ее в качестве молотка. Но прежде, чем дрель превратится в негодный молоток, будет испорчено несколько гвоздей и разбиты пальцы”. В нашем случае роль подопытного играет двигатель. К счастью, погубить его, пользуясь настоящими присадками (не поддельными), не так уж просто (механизм действия одной из них показан на фото. 6). Инструкция по применению присадок всегда написана на флаконе, а журнал, в свою очередь, будет продолжать рассказ о подобных препаратах и о том, как ими пользоваться. Благодарим фирму "Монолит”, дистрибьютора фирмы "Wynn’s”, за помощь в подготовке материала.А. Будкин
"За рулем"
|