Пластичные смазки используют для уменьшения
трения и износа узлов, в которых создавать
принудительную циркуляцию масла
нецелесообразно или невозможно.
Например - подшипники колес, шарниры рулевого
управления, ШРУСы, карданные и шлицевые
соединения и так далее
СОСТАВ.
Основной компонент - масло (70-90% от массы)
Свойства масла определяют основные свойства
смазки.
Загуститель - каркас смазки. Упрощенно его
можно сравнить с поролоном, удерживающим своими
ячейками масло. Загуститель составляет 8-20% от
массы смазки.
Присадки - практически те же, что
используются в товарных маслах (моторных,
трансмиссионных и т. п.). Представляют собой
маслорастворимые поверхностно-активные
вещества и составляют 0,1-5% от массы смазки;
Наполнители - улучшают антифрикционные и
герметизирующие свойства. Представляют собой
твердые вещества, как правило, неорганического
происхождения, нерастворимые в масле (дисульфид
молибдена, графит, слюда и др.), составляют 1-20% от
массы смазки;
Модификаторы структуры - способствуют
формированию более прочной и эластичной
структуры смазки. Представляют собой
поверхностно-активные вещества (кислоты, спирты
и др.), составляют 0,1-1% от массы смазки.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА СМАЗОК.
Пенетрация (проникновение) - характеризует
консистенцию (густоту) смазки по глубине
погружения в нее конуса стандартных размеров и
массы. Пенетрация измеряется при различных
температурах и численно равна количеству
миллиметров погружения конуса, умноженному на 10.
Температура каплепадения - температура
падения первой капли смазки, нагреваемой в
специальном измерительном приборе. Практически
характеризует температуру плавления
загустителя, разрушения структуры смазки и ее
вытекания из смазываемых узлов (определяет
верхний температурный предел работоспособности
не для всех смазок).
Предел прочности при сдвиге - минимальная
нагрузка, при которой происходит необратимое
разрушение каркаса смазки и она ведет себя как
жидкость.
Водостойкость - применительно к пластичным
смазкам обозначает несколько свойств:
устойчивость к растворению в воде, способность
поглощать влагу, проницаемость смазочного слоя
для паров влаги, смываемость водой со
смазываемых поверхностей.
Механическая стабильность - характеризует
тиксотропные свойства, т.е. способность смазок
практически мгновенно восстанавливать свою
структуру (каркас) после выхода из зоны
непосредственного контакта трущихся деталей.
Благодаря этому уникальному свойству смазка
легко удерживается в негерметизированных узлах
трения.
Термическая стабильность - способность
смазки сохранять свои свойства при воздействии
повышенных температур.
Коллоидная стабильность - характеризует
выделение масла из смазки в процессе
механического и температурного воздействия при
хранении, транспортировке и применении.
Химическая стабильность - характеризует в
основном устойчивость смазок к окислению.
Испаряемость - оценивает количество масла,
испарившегося из смазки заопределенный
промежуток времени, при ее нагреве до
максимальной температуры применения.
Коррозионная активность - способность
компонентов смазки вызывать коррозию металла
узлов трения.
Защитные свойства - способность смазок
защищать трущиеся поверхности металлов от
воздействия коррозионно-активной внешней среды
(вода, растворы солей и др.).
Вязкость - определяется величинами потерь на
внутреннее трение в смазке. Фактически
определяет пусковые характеристики механизмов,
легкость подачи и заправки в узлы трения.
КЛАССИФИКАЦИЯ СМАЗОК ПО
КОНСИСТЕНЦИИ (ГУСТОТЕ).
Разработана NLGI (Национальный институт
смазочных материалов США). Согласно этой
классификации смазки делят на классы в
зависимости от уровня пенетрации (см. выше) - чем
больше численное значение пенетрации, тем мягче
смазка. Классификация NLGI пластичных смазок по
консистенции приведена в табл. (соответствует
сортам по DIN 51818. DIN - Институт стандартов
Германии).
КЛАССИФИКАЦИЯ СМАЗОК NLGI ПО КОНСИСТЕНЦИИ:
Класс |
Диапазон пенетрации |
Визуальная оценка
консистенции |
000 |
445...475 |
Очень мягкая,
аналогичная очень вязкому маслу |
00 |
400...430 |
Очень мягкая,
аналогичная очень вязкому
маслу |
0 |
355...385 |
Мягкая |
1 |
310...340 |
Мягкая |
2 |
265...295 |
Вазелинообразная |
3 |
220...250 |
Почти твердая |
4 |
175...205 |
Твердая |
5 |
130...160 |
Твердая |
6 |
85...115 |
Очень твердая,
мылообразная |
Пластичные смазки, используемые на автомобиле,
принадлежат, как правило, ко второму классу.
|