|
Несмотря на преклонный возраст, Нива продолжает
оставаться одним из самых продаваемых автомобилей в Европе, Латинской Америке и на Ближнем Востоке. Но это совсем другая Нива ... |
Что ни говорите, а кое-что мы
все-таки умеем. По существу, именно Нива была
родоначальником всех нынешних джипов с
цельнометаллическим несущим кузовом
повышенного комфорта. Сейчас уже мало кто
поверит, что появилась она задолго до Террано II
или Лэнд Краузера . И, конечно, обидно, что
западные и юго-восточные конкуренты, стартовав
позже тольяттинцев, обошли заслуженного учителя
уже лет на десять. Однако, Ниве удается и в
настоящее время держаться на вполне приличном
уровне, стабильно сохраняя за собой аудиторию
покупателей со средним достатком и без особых
претензий. При вполне приличных
технико-экономических показателях, особенно с
появлением карбюраторного двигателя 1,7 л и
инжекторного 1,8 л, Нива , тем не менее, все же
утратила с годами свою первоначальную свежесть и
оригинальность. Дизайн машины заметно устарел,
да и требования основных стран-импортеров,
предъявляемые к экологическим характеристикам
автомобилей, значительно ужесточились. В этих
условиях требовалось найти быстрое и
продуктивное решение для выхода из весьма
сложного положения. И это удалось сделать
благодаря местным дилерам ВАЗа. Во-первых, на тольяттинские
внедорожники стали устанавливать новые силовые
агрегаты - проверенные временем Peugeot XUD 9 и Ford.
Во-вторых, появилось огромное количество так
называемых страновых комплектаций ,
учитывающих требования и особенности местных
рынков. В-третьих, местные дилеры приступили к
выпуску различных тюнинговых деталей,
существенно меняющих имидж Нивы. Со временем число таких конструкций
выросло до полутора десятков. Предлагаем
читателям познакомиться с некоторыми из них. Все началось более десяти лет назад с
появления Нивы Кабрио . Новинка французской
компании Жак Пок понравилась, и волна доделок и
изменений Нивы стала разрастаться. Если
повнимательнее вглядеться в фотографии тех лет,
нельзя не отметить прогрессивный и лаконичный
дизайн, обеспечивший этой версии завидное
долголетие.
Однако, до серьезной работы по
расширению гаммы кузовов на базе Нивы было еще
далеко. Прежде всего, предстояло довести до
серийного уровня доработки кузова, связанные с
установкой дизеля XUD 9. Использование этого
силового агрегата, широко распространенного в
Европе, значительно повышало экспортные
качества Нивы , но для его установки
требовалось доработать передний мост
автомобиля. Конструкция модернизированного
переднего моста отличалась от оригинальной
узлом крепления - раньше мост крепился
практически к картеру и уже вместе с ним к опорам
двигателя. Кроме этого требовалось полностью
изменить конфигурацию поддона с тем, чтобы
расположить масляную ванну поперек двигателя
перед передним мостом. Также были изменены
конструкция и размеры крепежных мест радиатора,
вентилятора и ряда других навесных агрегатов,
форма и размеры маховика, а между двигателем и
корпусом сцепления появилась алюминиевая
проставка. Доработанную таким образом Ниву
представили ведущим импортерам и запустили в
мелкосерийное производство. За три года было
собрано около 5 тыс. подобных автомобилей, за
продажу которых в Европе взялись две компании:
Евро-Лада (североевропейский и скандинавский
рынки) и Лада Интернасиональ (страны Бенилюкса,
Франция, Испания и Португалия). Одновременно с
появлением дизельной версии на европейских
рынках стали продаваться и автомобили, прошедшие
тюнинговую доработку с учетом местных вкусов и
условий эксплуатации. Так, турецкая компания
Челик Моторз предлагает заказчикам два
варианта Нивы - Сити и Сафари. Обе модели
оснащены стандартными карбюраторными
двигателями объемом 1,7 л мощностью 87 л.с. Сити
получила комплект навесных кузовных панелей из
АБС-пластика, новый капот с дополнительными
воздухозаборниками и козырек над задней дверью.
В крыше появился открывающийся люк, на дверях -
зеркала увеличенной площади. Сафари - версия
для отдыха и туризма в условиях Ближнего Востока.
Отсюда большой сдвижной люк, занимающий всю
крышу, открывающиеся задние боковые окна,
предохранительные ограждения с боковыми
подножками, кенгурятники спереди и сзади. Оригинальные версии Нивы готовит
чешская компания Авто-Лада. Учитывая спрос
жителей горных районов страны на небольшие
грузопассажирские автомобили, здесь выпускают
модель Нива Практик в двух разновидностях.
Стандартный вариант отличается от базовой
модели отсутствием заднего сидения, глухими
боковинами вместо задних боковых стекол,
пластиковой (а не мягкой) моющейся обивкой
кузова. 16-дюймовые диски заменены на 15-дюймовые.
Практик полностью сохранил оригинальный
кузов, удлиненный на 200 мм за счет дополнительных
боковых панелей. Катарская компания Катар-Манай
подготовила южный вариант Нивы. Серийный
кузов не подвергался никаким изменениям, но зато
в автомобиле предусмотрен кондиционер, улучшено
уплотнение дверей. Чтобы в салон не проникали
пыль и песок, запасное колесо вынесено наружу и
закрыто защитным чехлом. Усилена подвеска,
штатные диски уступили место упрощенным из
легких сплавов. Учитывая возрастающий интерес
покупателей к небольшим полноприводным пикапам,
в Катаре подготовили вариант Нивы, удлиненный
примерно на 500 мм без изменения базы. За
двухместной кабиной расположена грузовая
платформа с откидными лавочками вдоль бортов.
Предусмотрена возможность использования
съемного тента либо на уровне бортов, либо на
дугах. Итальянская фирма Маротрелли
давно известна своими доработками кузовов наших
внедорожников, продаваемых на Апеннинах. Ее
специалисты подготовили два варианта дизельной
Нивы. Один - с экзотическим кузовом типа
ландо . В сохраненной над передними сиденьями
крыше расположен большой мягкий складной тент, а
над задними сиденьями - полностью убирающийся
тент с пластиковыми боковыми и задними окнами.
Диски - увеличенных размеров из легких сплавов,
вдоль кузова - широкие накладные панели. Вторая
модификация - это, по существу, автомобиль со
стандартным кузовом, но отделанным пластиковым
поясом безопасности, состоящим из боковых
панелей с расширяющимися брызговиками передних
и задних колес. Соответственно, изменены
передний и задний бамперы. Изменена также и
решетка радиатора, а над задней дверью
установлено антикрыло. Целое семейство пикапов и кабриолетов
Нива продает компания Лада Канада. Удлинив
задний свес всего на 350 мм, канадцы получили кузов
пикап с отличными пропорциями, наглядно
показав, что и из Нивы можно кое-что выжать .
Открытая платформа с задним откидным бортом и
совершенно другими задними фонарями рассчитана
на перевозку 500 кг груза. В крыше двухместной
кабины расположен неизменный люк. На переднем
кенгурятнике предусмотрено место для
установки дополнительных фар или лебедки. Но, оказывается, Ниву можно не
только удлинять, но и укорачивать. Именно так и
поступили канадцы, подготовив две версии ландо
- летнюю и зимнюю, которые отличаются друг от
друга лишь конструкцией складного тента. У
летнего ландо тент облегченный и умещается в
габаритах кузова, у зимнего - утепленный, более
капитальный и несколько выступающий за борт. Но
наиболее экзотично выглядит фермерская Нива -
на усиленную подмоторную раму и передний бампер
можно навешивать не только лебедку, но и
бульдозерный нож с гидравлическим управлением,
прожекторы и стандартные мигалки . Латиноамериканская Нива внешне
почти не отличается от своей тольяттинской
сестры, зато оснащена дизелем, усиленной
подвеской и дисками увеличенной прочности. Что
поделать, ведь районы ее обитания на этом
континенте - горы. И, заметим, ведет себя там
Нива весьма уверенно. (Кстати, я сам не так
давно убедился в превосходных горных качествах
Нивы. К удивлению снобов, считающих, что все
ихнее лучше нашего, могу сказать, что
полицейские, медики и спасатели в австрийских
Альпах предпочитают нашу Ниву многим именитым
конкурентам.) Даже беглое знакомство с географией
преображенных Нив показывает, что возможности
тольяттинского ветерана еще далеко не исчерпаны.
Не случайно, видимо, эта машина уже два десятка
лет пользуется стабильным спросом во многих
странах. Стоит лишь тщательнее учитывать
требования местного рынка и пожелания тамошних
автомобилистов. При этом, как следует из опыта
ведущих импортеров Нивы , они, в первую очередь,
уделяют внимание местной специфике и лишь потом
приступают к установке дуг с эффектными
галогеновыми прожекторами...
|