Поговорим о тормозных
жидкостях - все что мы хотели знать, но не знали
как и у кого спросить.
Для начала следует
понять, что тормозная
жидкость - часть гидравлической тормозной
системы. Это рабочее тело передающее давление от
главного тормозного цилиндра к колесным.
Разберемся по каждому пункту.
Что такое давление - любой студент ответит -
отношение силы к площади ее приложения.
Но это не совсем так - например ткните пальцем в
лужицу воды на столе - сила есть, а давление воды осталось постоянным. Не следует путать размерность величины с ее
сутью - давление это напряжение сжатия.
И поскольку большинство жидкостей -
практически несжимаемо - давление будет
передаваться по жидкости и по истечении ничтожно
малого времени будет одинаковым во всем обьеме
занимаемом этой жидкостью. То есть жидкость проводит давление примерно
также как провода проводят электрический ток.
И поскольку провода делают не из первого
попавшегося материала а из того который подходит, так и жидкость должна иметь определенные
свойства чтобы быть хорошим проводником
давления.
Два свойства наиболее важны:
1) Она должна оставаться жидкостью, то есть при
рабочих условиях - не кипеть и не замерзать
2) Она должна сохранять свойства в течение
длительного времени
Рассмотрим первое требование - рабочая температура тормозной
жидкости колеблется от - 50 (на стоящем автомобиле
в сильный мороз) до + 150 при движении по горным
дорогам.
Итак, что произойдет при закипании тормозной
жидкости?
Пузырьки пара вытесняют некоторую ее часть в
расширительный бачок ГТЦ. В системе остается
жидкость, перемешанная с пузырьками пара. Но если
сама жидкость несжимаема, то микроскопические
пузырьки как раз хорошо сжимаются. И теперь, при передаваемом давлении,
оно в первую очередь пойдет на сжатие пузырьков
во всем обьеме. Как это будет
выглядеть для водителя? Педаль
тормоза станет мягкой, провалится,
а торможения нет
Температура кипения тормозной жидкости
напрямую зависит от содержания в ней воды, и с
повышением ее концентрации снижается. Поэтому
тормозная жидкость должна обладать минимальной
гигроскопичностью (влагопоглощением). Кроме
этого влага в системе способствует коррозии цилиндров, а в холодное
время - и образованию ледяных пробок.
НА рисунке приведена зависимость
температуры кипения тормозной жидкости Роса
от объемной концентрации в ней воды
А что будет если жидкость не обладает
достаточной морозостойкостью то есть резко
меняет свои свойства при понижении температуры
или просто замерзает
Наиболее критичным параметром при этом
становится вязкость - если она увеличится то
заметно возрастет время срабатывания тормозов
(Подробности для любознательных - в стандарте
разработанном Международным объединением
инженеров транспорта (SAE) прямо указано, что
вязкость тормозной жидкости при -40oС не должна
превышать1800 сСт (мм2/с).
Кроме SAE, требования к тормозным жидкостям
отражены в документах американского
Федерального общества по безопасности
транспортных средств FMVSS. В них предусмотрены три
нормативных класса: DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1)
Какие еще требования предъявляют к тормозным
жидкостям? Это смазывающие и антикоррозионные
свойства, поршни должны легко перемещаться, а
цилиндры - не ржаветь.
Несомненно необходима совместимость с
деталями тормозной системы, в частности - с
резиновыми уплотнениями и шлангами. Учитывая столь непростые требования
современная тормозная жидкость достаточно
сложна по составу .
Большинство современных продуктов (в том числе
и хорошо знакомые нам
Нева , Томь и Роса ) основано на гликолевых смесях.
(Подробности для любознательных - гликоли (диолы) - это
спирты, имеющие по две гидроксильные группы ОН.
Простейший представитель семейства гликолей
- хорошо известный моноэтиленгликоль,
применяемый в антифризах.
Гликолевые смеси в тормозных системах использовались не всегда...
Несколько десятков лет назад появилась БСК -
тормозная жидкость красного цвета. Ее делают из
бутилового спирта и касторового масла, смешивая
их в пропорции 1:1 (отсюда и название продукта -
БСК). Она неприменима в современном автомобиле (в
том числе и НИВЕ).
Главная причина - низкая температура кипения -
всего 115 С. И на морозе вязкость БСК возрастает.
Специально для продвинутых
Нивоводов отмечу, что БСК
применима в УАЗиках. Кстати БСК не поглощает воду)
Всем известная Нева имеет в основе
гликолевый эфир в смеси с полиэфиром. Важный
ингредиент этой жидкости - антикоррозионная
присадка.
Эта жидкость весьма гигроскопична и при
эксплуатации быстро снижает температуру кипения. На мой взгляд - несмотря на совместимость
неприменима в НИВЕ из-за особенностей эксплуатации автомобиля
(бездорожье). Тем более что сегодня эта жидкость считается
устаревшей и массово не производится.
Томь - в состав этой жидкости тоже входит
гликолевый эфир, и пакет целевых присадок.
У Томи в сравнении с Невой улучшены
основные эксплуатационные показатели. Поэтому
ее причисляют классу, удовлетворяющему
требованиям DOT-3 (см ниже). На мой взгляд - несмотря на совместимость
неприменима в НИВЕ из-за трудностей
идентификации подлинности происхождения.
Наиболее совершенный массовый продукт
отечественногогликолевого семейства -
Роса . Эта жидкость основана на борсодержащем
полиэфире со специальным пакетом присадок.
Поэтому она удовлетворяет нормам класса DOT-4.
Роса DOT-4 в фирменной
упаковке АО Капролактам полностью подходит для эксплуатации в тормозной системе Нивы с
заменой в указанные АвтоВАЗом сроки. Через два года или через 100 тыс км пробега.
Импортные препараты широко представлены на
рынке.
При выборе основной критерий - соответствие
требованиям класса DOT, рекомендованного для конкретного автомобиля (для Нивы DOT-4).
На мой взгляд использование импортных
жидкостей в Ниве имеет мало смысла. Коррозия тормозной системы активнее идет
снаружи, а остальные свойства
идентичны РОСЕ.
И наконец для самых любознательных - некоторые
автомобильные компании применяют тормозные
жидкости на основе минерального масла. Они не
гигроскопичны, не провоцируют коррозию и служат
дольше коллег, имеющих гликолевую
закваску .
Встречаются очень редко и стоят дорого.
Параметры жидкостей и стандартов.
Показатели
тормозных жидкостей |
Жидкости
|
Классы
по стандарту |
|
БСК |
"Нева" |
"Томь" |
"Роса" |
DOT-3 |
DOT-4 |
DOT-5.1 |
"Сухое"т
кипение, градусов С, не менее |
115 |
195 |
220 |
260 |
205 |
230 |
260 |
"Увлажненное" кипение,
градусов С, не
менее |
- |
138 |
150 |
165 |
140 |
155 |
180 |
|
|
|
Соответ-ствует
DOT-3 |
Соответ-ствует DOT-4 |
|
|
|
|