В чем заключается принцип работы инжектора, какими преимуществами и
недостатками он обладает по сравнению с карбюратором? Правда ли, что
некачественный бензин приводит к выходу инжектора из строя?
Инжектор
(injector) переводится с английского как «форсунка». Общепринятый
термин «инжекторная система питания» подразумевает подачу топлива во
впускной коллектор или непосредственно в цилиндры путем впрыска.
Первые
системы впрыска топлива появились в 1894 году – даже раньше, чем
простейшие карбюраторы. Однако из-за сложности конструкции о них долгое
время не вспоминали. Внедрение систем впрыска бензина в серийные
автомобили началось в 60-е годы, когда впервые возникла необходимость
снизить токсичность отработавших газов. Вначале это были чисто
механические системы, в которых количество впрыскиваемого топлива
напрямую зависело от степени открытия дроссельной заслонки. С развитием
электротехники на смену механическим системам пришли электронные.
Именно ими и оснащено большинство эксплуатируемых у нас иномарок.
Простейшая
электронная система впрыска включает в себя электрический бензонасос,
регулятор давления, электронный блок управления, датчики угла поворота
дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости и числа оборотов
коленвала и собственно инжектор. Системы впрыска бензина автомобилей
современных моделей намного сложнее, так как для получения улучшенных
характеристик двигателя в электрическую схему впрыска входит еще целый
ряд датчиков и устройств – датчики детонации и температуры впускного
воздуха, лямбда-зонд, катализатор и т.д.
В зависимости от
количества форсунок и места подачи топлива системы впрыска делятся на
три типа – одноточечный, многоточечный и непосредственный. Одноточечный
впрыск предполагает наличие одной форсунки, которая стоит на месте
карбюратора. В системах многоточечного впрыска на каждый цилиндр
имеется своя форсунка, которая подает топливо в коллектор вблизи к
впускным клапанам. В самых современных системах впрыска топливо
подается форсункой непосредственно в цилиндры, как у дизелей.
Системы
впрыска бензина по сравнению с карбюраторами имеют целый ряд
преимуществ: благодаря более точной дозировке топлива снижается
токсичность выхлопов, повышается экономичность, улучшаются мощностные
характеристики. Кроме того, исправный двигатель с системой впрыска
характеризуется лучшими пусковыми свойствами (независимо от
температуры), более устойчивой работой, большей надежностью.
Недостатков
у инжекторов два – высокие требования к качеству используемого топлива
и более дорогая стоимость обслуживания и запчастей. А ресурс инжекторов
действительно во многом зависит от качества бензина. Продающееся на
некоторых украинских заправках топливо содержит не только самые разные
механические примеси, но и смолы и агрессивные химические соединения,
которые значительно сокращают жизнь инжекторам. В качестве профилактики
для увеличения срока их службы в наших условиях эксплуатации может
служить систематическая промывка инжекторов – через каждые 20 - 25 тыс.
км. В противном случае они могут так закоксоваться, что никакая
промывка уже не поможет. А стоят инжекторы довольно дорого. Если
возникает необходимость замены инжекторов, автолюбители сразу
вспоминают добрым словом карбюратор, чистку которого можно провести
самостоятельно или всего за 15 - 30 $ у специалистов.
|