Недостаточная смазка - одна из
основных причин появления неисправностей при холодном запуске и
прогреве двигателя. Поэтому в холодное время года необходимо
внимательнее относиться к моторному маслу - в первую очередь
использовать масло с соответствующей вязкостью. Не следует забывать и о
качестве масла, определяемом его спецификацией. Масло низкого качества
иногда склонно к образованию низкотемпературных отложений на внутренних
деталях и поверхностях двигателя, особенно в условиях, когда время
прогрева до рабочей температуры существенно возрастает. Кстати, из-за
этого зимой частые поездки на короткие расстояния без прогрева
двигателя становятся небезопасными - плохое масло вполне способно
превращаться в некую загадочную субстанцию, покрывающую стенки толстым
слоем мази и забивающую масляные каналы и отверстия.
У современных
двигателей, обладающих высокой компактностью конструкции, каналы
системы смазки, как правило, имеют малые сечения. Из-за этого двигатель
очень чувствителен к вязкости масла - если при холодном пуске она
слишком велика, масло не будет поступать к подшипникам довольно долго
со всеми вытекающими отсюда последствиями. Очевидно, исключить
опасность возникновения дефектов можно, применяя синтетические масла со
стабильной по температуре вязкостью.
Так греть или не греть?
Без сомнения, наш краткий анализ
процессов в двигателе показывает, что с технической точки зрения
прогревать его надо. И даже можно указать, на каких режимах - без
нагрузки на холостом ходу, при несколько увеличенной частоте вращения.
И до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не поднимется хотя
бы до 40 - 50°С (при этом стрелка указателя температуры «страгивается»
с нулевого упора, на что требуется в среднем от двух до пяти минут в
зависимости от температуры воздуха). Но, к сожалению, подобные
рекомендации не учитывают одного весьма важного обстоятельства,
приобретающего в последние годы, пожалуй, решающее значение. Речь идет
об экологии.
Холодный двигатель всегда работает
на обогащенной топливной смеси, а при этом резко увеличиваются выбросы
CO и CH - основных вредных составляющих выхлопных газов. Это нетрудно
проверить на практике: если двигатель прогревается во дворе дома, то
запах выхлопных газов будет чувствоваться не только в комнатах квартир
первых этажей. Да и время, в течение которого двигатель будет греться
до приемлемой температуры, достаточно велико, а значит, количество
вредных веществ, выброшенных в атмосферу, тоже окажется немалым.
А если не греть и сразу начинать
движение? Под нагрузкой в цилиндры будет подаваться больше топлива,
значит, тепла при сгорании выделится больше, прогрев будет идти гораздо
интенсивнее и займет меньше времени. То есть можно рассчитывать на
некоторое снижение вредных выбросов. Именно этим и руководствуются в
некоторых странах, запрещая прогревать двигатель после запуска (правда,
заметим, что, как правило, это более теплые страны).
Да, с технической точки зрения
греть двигатель необходимо, чтобы снизить износ деталей, отодвинуть
сроки ремонта, сэкономить деньги, наконец. Но с позиции экологии этого
нельзя делать - слишком велика плата за подобную экономию. Ведь уже
известно, что с экологией шутки плохи - разрушить здесь можно легко и
быстро, а на исправление и восстановление уходят многие годы, а то и
десятилетия.
К сожалению, отечественные
двигатели, как правило, плохо приспособлены к движению автомобиля сразу
после запуска без прогрева - слишком грубой и несовершенной оказывается
конструкция карбюратора, чтобы в этих условиях обеспечить устойчивую
работу двигателя. Гораздо лучше обстоит дело у автомобилей с системами
впрыска топлива - точное его дозирование не только улучшает работу
холодного двигателя, но и уменьшает выбросы вредных веществ. К
сожалению, эти системы пока более характерны для иномарок, поскольку
ими оснащается лишь незначительная часть отечественных автомобилей.
Но и самая современная электронная
система впрыска сама по себе не в состоянии значительно снизить вредные
выбросы при прогреве двигателя. Даже если автомобиль оборудован
системой снижения токсичности выбросов с каталитическим
нейтрализатором, ее работа не будет эффективной, пока нейтрализатор не
прогреется до рабочей температуры - а на это опять же уходит довольно
много времени.
Правда, на некоторые модели
автомобилей последних лет выпуска устанавливают специальные системы с
принудительным электрическим прогревом нейтрализатора, решившие наконец
проблему снижения вредных выбросов на стадии прогрева двигателя. Некоторые энтузиасты также делают тюнинг двигателя ваз 2106 с этой целью. К
сожалению, таких автомобилей пока единицы. Поэтому в холодное зимнее
утро десятки тысяч автомобилей с прогревающимися двигателями ежедневно
наносят ощутимый урон и людям и окружающей среде. Конечно, давать в
таком непростом деле решительные рекомендации, а тем более запрещать
или разрешать - не дело редакции журнала. Мы только можем обрисовать
реальную картину того, что происходит при прогреве двигателя. А уже
решить, греть или не греть, должен каждый для себя в меру своей
гражданской совести. По крайней мере до тех пор, пока за нас это не
решит закон.
|