Согласно ПДД, к
эксплуатации допускаются легковые автомобили, у которых суммарный люфт
в рулевом управлении не превышает 10 градусов, но даже небольшой люфт
создаёт массу неприятностей, таких как: рысканье машины на дороге,
стуки, при движении по плохой дороге, наконец, небольшой люфт станет
большим и ездить на машине будет невозможно.
Свободный ход (
кстати, свободный ход в пределах резинок не считается люфтом ) может
быть в одном или нескольких элементах рулевого устройства. Для
определения, в каком именно из них существует люфт, поступают так: один
человек - это может быть автоинструктор - покачивает рулевое колесо из одной стороны в другую в пределах
люфта, а другой смотрит на шаровые наконечники рулевых тяг, на
карданчик возле рулевой рейки ( червяка, если передача червячная ) и на
соединение двух штанг, плотно заходящих одна в другую ( плотность
обеспечивается резинками на одной из них ). Такое соединение делается
для того, чтобы предотвратить передачу усилия в продольном направлении
на рулевое колесо при смятии передней части автомобиля в момент аварии.
Разбитые шаровые -
встречаются часто и, как правило, ещё до появления заметного люфта
сообщают о себе характерным стуком. Заменив или отремонтировав их можно
на время про них забыть.
Люфт в рулевой рейке
или червяке можно убрать поворотом регулировочного винта ( обычно под
шестигранник ), но только в том случае, если рейка ( червяк ) не
разбиты окончательно. В противном случае придётся поменять. Следует
учесть, что при нормальной эксплуатации рейки или червяка ( наличие
смазки, своевременное устранение люфта ) их хватает на срок 14-15 лет
службы автомобиля.
Свободный ход в
карданчике можно устранить, лишь заменив его. Причина износа карданчика
в отсутствии смазки, в качестве которой применяется смазка типа
солидола. Износ карданчика явление редкое, потому, как даже при плохой
смазке он служит довольно долго.
И, наконец, люфт в
сопряжении двух штанг может быть вызван износом резинок, тех самых про
которые писалось выше. Устранить данный дефект можно прихватив сваркой,
именно только прихватив, обе штанги между собой. Дело в том, что
прихватка в виде точечной сварки отлично будет сдерживать обе штанги
при вращении и люфта в их соединении не будет вовсе, и, в то же время,
такая сварка не выдержит того усилия, которое может возникнуть при
ударе в момент аварии, соединение нарушится и усилие не передастся на
рулевое колесо, таким образом, сохранён принцип пассивной безопасности
и свободного хода нет вовсе.
Если у вашей машины
есть люфт в рулевом управлении, даже небольшой, устраните его и вы
заметите, на сколько проще и приятней стало управлять автомобилем!
|