КАК ЕЁ ИСПЫТЫВАЛИ
Перед государственной комиссией встал вопрос: по какой программе
испытывать необычную машину? Стандартная программа тестов вездеходов
была очень жесткой: почти без асфальта, с большим процентом бездорожья.
«Легковая» же программа, наоборот, включала преимущественно асфальт и
лишь чуть-чуть укатанного грунта и щебенки. Ни тот, ни другой вариант в
чистом виде для универсальной машины не годился. В итоге обе программы
были «перемешаны», что отразилось в появлении новых ГОСТов на
испытания.
Это было официальным признанием появления новой категории
автомобилей - «легковых полно-приводных». «Нива» открыла новую страницу
в истории не только отечественных, но и всемирных внедорожников.
Испытывали «Ниву»,в первую очередь на Дмитровском автополигоне. Там
была и целина, и раскисший грунт, и натуральное болото. В сравнительных
испытаниях кроме «Нивы» приняли участие серийный УАЗ-496Б и два лучших
в мире на тот момент внедорожника – Range Rover и Land Rover 88. В
итоге, будучи самой слабой, относительно легкая «Нива» превзошла всех
по умению проходить короткие трудные участки с ходу - у испытателей
даже появился термин для обозначения этого качества машины: динамичное
преодоление препятствий «Нивой» они называли «пролетаемостью». Правда,
на длинных тяжелых участках, где от машины требуется умение идти
медленно, но долго, внатяг, «Нива» проигрывала тем же «уазам» и «Ленд
Роверам». Каждому свое.
Автомобиль тестировали еще долго и жестко - от дорог Памира и
бездорожья Урала до песков Средней Азии. В итоговом отчете комиссия
дала такую оценку «Ниве»: «Автомобиль выдержал приемочные испытания и
пригоден для постановки на производство и поставки на экспорт». 31 июля
1975 года вышел соответствующий приказ Минавтопрома за № 199 «О
постановке в производство новой модели повышенной проходимости ВАЗ-2121
«Нива».