На сайте «Моя НИВА» можно найти различную информацию про автомобиль Лада 4x4 (выпускавшийся раньше как ВАЗ-2121 Нива). Устройство, особенности эксплуатации, ремонт и тюнинг Нивы, видео и фото Lada 4x4 - обо всём этом читайте и смотрите здесь. Добро пожаловать!
Карданная
передача служит для передачи крутящего момента от коробки передач к
раздаточной коробке и от нее к валам главных передач ведущих мостов
автомобиля.
Так как ведущие мосты автомобиля расположены ниже
раздаточной коробки, то оси валов привода мостов раздаточной коробки
располагаются по отношению к осям валов главных передач ведущих мостов
под углом. Этот угол постоянно изменяется в связи с эластичным
соединением ведущих мостов с кузовом. Изменяется не только угол, но и
расстояние между раздаточной коробкой и ведущими мостами. Поэтому в
устройстве карданной передачи предусмотрены элементы, которые
обеспечивают передачу крутящего момента под постоянно изменяющимся
углом и изменяющейся длине карданной передачи. К этим элементам
относятся карданные шарниры и шлицевое соединение.
Карданная передача состоит из промежуточного (поз. 7,8), переднего 4 и заднего 10 карданных валов.
В
конструкции промежуточного вала применены эластичная муфта и шарнир
равных угловых скоростей. Эластичная муфта снижает шум и вибрации вала
и раздаточной коробки. Муфта выполнена из шести резиновых элементов 37,
между которыми расположены металлические вкладыши 35, к которым
привулканизированы резиновые элементы. Вкладыши имеют отверстия для
болтов 33, соединяющих эластичную муфту с фланцем вторичного вала
коробки передач и с фланцем 34 эластичной муфты. Под гайками болтов
крепления расположены шайбы 36 для балансировки промежуточного
карданного вала. Эластичная муфта центрируется на фланцах шестью
выступами вкладышей 35, из которых три заходят в пазы фланца вторичного
вала коробки передач, а остальные в пазы фланца 34 эластичной муфты.
Соосность
вторичного вала коробки передач и промежуточного карданного вала
обеспечивается центрирующим кольцом 38, напрессованным на конец
вторичного вала коробки передач и центрирующей втулкой, запрессованной
во фланец 34.
Шарнир равных угловых скоростей промежуточного
вала состоит из обоймы, насаженной на шлицы фланца 34 эластичной муфты,
сепаратора 32, в отверстиях которого расположены шесть шариков, и
корпуса 28, внутри которого проточено шесть радиусных пазов. Шарики 29,
располагаясь в пазах корпуса и обоймы, шарнирно соединяют их между
собой. Полость шарнира заполнена смазкой и герметизируется резиновым
чехлом 30, который вместе с защитным кожухом 31 крепится хомутом 39 к
корпусу шарнира, а дуги концом - к хвостовику фланца 34. С торца
полость шарнира закрывается заглушкой 40.
Передний и задний
карданные валы конструктивно выполнены одинаково. Каждый вал изготовлен
из тонкостенной стальной трубы, к одному концу которой приварена вилка
19 карданного шарнира, а к другому - шлицевой наконечник 16. На шлицах
наконечника расположена скользящая вилка 12. Смазка в шлицевое
соединение нагнетается через пресс-масленку 13 и удерживается резиновым
сальником 15, который расположен в стальной обойме 14. Обойма после
поджатия сальника осевой нагрузкой на 0,3-0,5 мм обжимается по проточке
вилки 12.
Карданный шарнир состоит из двух вилок, соединенных
между собой крестовиной. Шипы крестовины 20 расположены в отверстиях
вилок и на них надеты корпуса игольчатых подшипников 25. Для удержания
смазки в игольчатых подшипниках и предотвращения попадания в них грязи
и воды каждый подшипник крестовины уплотнен двумя сальниками 26 и 27 с
торцевой шайбой 24. Игольчатый подшипник фиксируется в отверстии вилки
стопорным кольцом 21. Для смазки игольчатых подшипников в каждую
крестовину ввертывается пресс-масленка 13.
При балансировке переднего и заднего карданных валов к их трубам привариваются балансировочные пластины 18.
Передние колеса получают привод от переднего ведущего моста через карданную передачу с шарнирами равных угловых скоростей.
В
связи со смещением корпуса редуктора переднего моста влево от
продольной оси автомобиля, левый и правый приводы передних колес
отличаются размерами.
Привод каждого колеса состоит из наружного и внутреннего шарниров и вала 48.
В
корпусе 42 наружного шарнира расположены обойма 44 и сепаратор 32 с
шариками 29. Корпус наружного шарнира имеет наконечник, на поверхности
которого проточены два пояска и нарезаны шлицы и резьба. На шлицах
наконечника крепится ступица переднего колеса. Центрирование ступицы
обеспечивается внутренним посадочным пояском наконечника и конусной
втулкой, которая расположена на наружном посадочном пояске и поджата
гайкой к конической поверхности ступицы. Для фиксирования гайки на
конце наконечника корпуса шарнира имеются два паза. На поясок корпуса
шарнира напрессовано кольцо сальника. Между этим кольцом и буртиком
корпуса шарнира зажато грязеотражательное кольцо 41.
Внутри
корпус 42 полый, в нем проточено шесть пазов, в которых размещены
шарики 29. Все шарики расположены в отверстиях сепаратора 32. Из шести
отверстий сепаратора два противолежащих имеют более удлиненную форму,
что обеспечивает определенную последовательность разборки и сборки
шарнира.
Шарики сепаратора шарнирно соединяют между собой
корпус 42 наружного шарнира и обойму 44, жестко посаженную на вал 48.
Обойма 44 имеет шесть пазов для размещения шариков и внутреннее
шлицевое отверстие. Она устанавливается на шлицах вала 48 и фиксируется
от осевого смещения двумя кольцами 43 и 45. Наружное кольцо 43 в сжатом
состоянии свободно проходит через шлицевое отверстие обоймы 44, что
позволяет соединять и разъединять наружный шарнир и вал 48. Детали
наружного шарнира защищены от грязи и влаги резиновым чехлом 46,
который закреплен на валу и на корпусе шарнира хомутами 39. От
возможного повреждения чехол предохраняется пластмассовым кожухом 47,
который закреплен на валу 48 вместе с резиновым защитным чехлом 46
хомутом.
Внутренний шарнир по своей конструкции незначительно
отличается от наружного. Полуось корпуса 52 соединяется через шлицы с
полуосевой шестерней переднего моста. Перемещение обоймы и сепаратора с
шариками в корпусе шарнира ограничивается фиксатором 50. Обойма
внутреннего шарнира фиксируется на валу упорным 45 и стопорным 43
кольцами. Внутренняя полость шарнира защищена резиновым защитным чехлом
49, который закреплен на корпусе шарнира и на валу 48 хомутами 39. На
поясок корпуса шарнира напрессовано грязеотражательное кольцо.