Для того чтобы избавиться от известного недостатка межосевого дифференциала (когда при ощутимой разнице в коэффициенте сцепления дорожного покрытия буксует та ось, колеса которой находятся на более скользком покрытии, а на колеса, стоящие, например, на твердом грунте, крутящий момент не передается), существует РЕЖИМ БЛОКИРОВКИ ДИФФЕРЕНЦИАЛА. Крутящий момент при этом распределяется поровну (50:50) между осями, так как между ними вводится жесткая связь. Такой режим используется только В ПРЕДЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ:
- скользкий подъем (передние колеса разгружены);
- сильно пересеченная местность, когда вероятно вывешивание одного из колес;
- трогание с места при условии, что колеса одной из осей находятся на покрытии с более низким коэффициентом сцепления, чем другой.
Поэтому не следует использовать
блокировку дифференциала при движении по сухим
твердым дорогам. Помните, что это средство
повышения проходимости. При наличии жесткой
связи между осями будет происходить интенсивный
износ шин и деталей трансмиссии. Тем, кто
сомневается в сказанном, рекомендую провести
эксперимент. Выверните у Нивы передние колеса
до упора в сторону и попробуйте прокатить ее
руками (на нейтрали) сначала с выключенной
блокировкой, а затем с включенной. Во втором
случае вам не удастся сделать и четверти круга.
Бывают случаи, когда даже на
первой передаче силы тяги не хватает. Это может
быть при крутом подъеме (как правило, сегодняшние
автомобили повышенной проходимости способны
преодолеть подъемы с уклонами в 30 и даже 45
градусов), при движении в вязких, сыпучих грунтах.
Например, при движении по сухому песку требуется
приложить силы в 20 (!) раз больше, чем при движении
по ровному асфальту. Для того чтобы обеспечить
возможность движения в таких условиях в
дополнение к основной коробке передач, на Ниве ,
как и на автомобилях повышенной проходимости,
применяют раздаточную коробку (далее в тексте РК).
Это, по сути, вторая коробка
передач, поставленная последовательно с
основной. Использование РК дает возможность удвоить
ряд коробки передач. Передаточные числа РК Нивы :
1,2 - повышенная передача и 2,13 - пониженная. В итоге
вместе с коробкой передач, которая сегодня
выпускается с рядом передаточных чисел 2107,
суммарные передаточные числа: с верхним рядом
РК: 4,40 - 2,52 - 1,63 - 1,2; с нижним рядом: 7,82 - 4,47 - 2,90 - 2,13.
Практически это суммарный ряд из семи передач,
так как 1-я верхняя (4,40) практически равна 2-й нижней
(4,47).
Грамотное использование всей
гаммы передач позволяет подобрать наиболее
подходящую для конкретных дорожных условий.
Например, если 1-й верхней много , а 2-й такой же
мало , то следует включить 3-ю нижнюю , которая
находится между ними. Как правило, необходимость
использования нижнего ряда РК возникает при
нехватке крутящего момента на первой передаче верхнего
ряда, когда двигатель задыхается и автомобиль
не едет . Такое может случиться при движении в
песке, снегу, глубокой грязи, на крутых подъемах.
Но кроме этого, целесообразно
применение нижнего ряда РК в некоторых
условиях (даже на сухих твердых дорогах)
позволяющее облегчить жизнь вашего автомобиля.
Это буксировка машины или тяжелого прицепа,
начало движения на холодном автомобиле в зимнее
время, причем последнее возможно даже на
непрогретом двигателе, наконец, просто
маневрирование в стесненных местах, где
требуется движение с очень маленькой скоростью.