Перед тем как съехать с
асфальта...
Для начала примите правильную
посадку. Подушку сиденья расположите так, чтобы
левая нога, выжав до конца педаль сцепления,
оставалась слегка согнутой. Это необходимо для
обеспечения надежного управления сцеплением.
Как правило, для этого сиденье требуется
передвинуть вперед на один щелчок от
привычного положения для асфальта. Спинку
сиденья расположите как можно круче, разумеется,
в пределах разумного. Дело в том, что вертикально
расположенный позвоночник способен нести
большие нагрузки и безболезненно переносить
толчки и удары, которые подстерегают вас при
проезде неровностей. К тому же такая посадка
поможет вам крепко и надежно держать рулевое
колесо обеими руками и обеспечить надежный
захват рукоятки рычага коробки передач.
Обратите внимание на положение
пальцев на рулевом колесе. Не держите рулевое
колесо так, чтобы большие пальцы охватывали обод.
Они должны лежать на нем по окружности, так как
рулевое колесо при проезде неровностей может
резко повернуться и больно ударить спицей по
пальцам или даже вывихнуть их.
Левую ногу лучше расположить на
опорной площадке - она всегда должна быть в
состоянии боевой готовности . Ведь ее задача -
быстро выжать сцепление в случае необходимости
переключения передач. Но никогда не держите ногу
на педали. Во-первых, при движении по ухабам нога,
находящаяся на опорной площадке, послужит вам
дополнительной опорой для поддержания
равновесия. Во-вторых, кроме повышенного износа
накладок сцепления из-за выбора свободного хода,
вы можете оказать себе медвежью услугу . При
неожиданном резком крене автомобиля вы можете,
потеряв равновесие, наступить ногой на педаль и
выключить сцепление. В предельных условиях,
когда автомобиль движется из последних сил,
достаточно на пару секунд прекратить передачу
крутящего момента на колеса (что вы и сделаете,
выжав сцепление) и он остановится. Поверьте, что
тронуться с места на сложном участке гораздо
труднее, чем пройти его с ходу.
Научитесь фиксировать и жёстко
удерживать голеностопный сустав правой ноги на
педали акселератора, чтобы избежать
вздрагиваний ступни при проезде неровностей. Это
избавит вас от рывков и дерганий автомобиля. Но
при этом надо быть постоянно готовым к резкому сбросу
газа или, наоборот, к значительному добавлению.
Научитесь быстро, четко и безошибочно
переключать передачи. При прохождении сложного
участка заранее выберите передачу, которая
позволит вам преодолеть его без переключений.
Сомнения в выборе передач решаются в пользу
низшей. Если случилось так, что вы не угадали, то
переключение на сложном участке производите
очень быстро. Помните, что при переключении
передач тяга прерывается и, если запас хода
невелик, автомобиль может остановиться, едва вы
выжмете педаль сцепления. Переключения в таких
условиях допустимы лишь тогда, когда передние
колеса находятся в положении прямо , так как
даже при самом плавном повороте каждое из
четырех вынуждено протаптывать свою колею, что
увеличивает сопротивление качению.
Тормозами пользуйтесь очень
плавно и аккуратно, не доводя до юза. Очень
часто при торможении блокируется одно из колес,
что сразу приводит к заносу автомобиля. В такой
ситуации необходимо быстро отпустить педаль
тормоза и аккуратно выправить положение
автомобиля рулевым колесом. Имейте в виду, что на
дороге с низким коэффициентом сцепления (грязь,
снег и т.д.) необходимо определенное время (1-2 сек.)
для того чтобы автомобиль принял маневр. Не
переусердствуйте рулем, если столкнетесь с тем,
что Нива слушается вас не так хорошо, как на
асфальте. И еще один очень важный момент: Нива
очень хорошо тормозит двигателем. Так что если на
скользкой дороге тормозов не хватает, то
параллельно с торможением (а зачастую и вместо
него) переключайте передачи вниз вплоть до
первой.
Управление блокировкой меж-осевого
дифференциала производится с помощью рычага,
расположенного на тоннеле пола. Включать или
выключать блокировку можно в любых режимах
движения, за исключением пробуксовки колес.
Легче она включается (выключается) при смене
нагрузок - двигаясь вперед или назад, надо плавно
потянуть за рычаг и сбросить или добавить газ.
Сцепление при этом выжимать не нужно.
Переключение передач в
раздаточной коробки сложнее, чем управление
блокировкой. Передачи РК можно переключать на
остановленном автомобиле. Если вы владеете в
совершенстве приемом переключения передач
методом двойного выжима сцепления, то,
используя его, можно переключиться на ходу, но
только с низшей на высшую передачу. Скорость при
этом не должна быть выше 30-40 км/час. Низшую
передачу РК в любом случае включайте, повторяю,
только на остановленном автомобиле.
При движении не забывайте
поглядывать на приборы. Проблем с перегревом у Нивы
практически не бывает, если вы не буксуете в
песке и если не возникла неисправность.
Указатель давления масла имеет красную
контрольную лампу, которая загорается в случае
недостаточного давления, так что, если возникнут
проблемы, это сразу бросится в глаза. Кстати, если
эта лампа начинает подмигивать при кренах -
значит, в картере двигателя недостаточен уровень
масла. А вот указатель уровня топлива на Ниве -
досадный прибор. Он может при хорошем крене
мигнуть лампочкой, даже если бензина в баке
литров тридцать. Кстати, для бездорожья запас
хода по топливу у Нивы мал, так как
прожорливость ее в этих условиях может достигать
20 л/100 км и выше. Так что, выезжая в пампасы ,
лучше иметь в запасе канистру. Естественно,
обратите внимание на герметичность ее горловины.
Канистру в багажнике надежно закрепите, например,
крепко привязав к спинке заднего сиденья.