На сайте «Моя НИВА» можно найти различную информацию про автомобиль Лада 4x4 (выпускавшийся раньше как ВАЗ-2121 Нива). Устройство, особенности эксплуатации, ремонт и тюнинг Нивы, видео и фото Lada 4x4 - обо всём этом читайте и смотрите здесь. Добро пожаловать!
Различают две основные части рулевого управления: рулевой механизм и рулевой привод.
Рулевой механизм включает в себя червячный редуктор, вал рулевого управления с кронштейном крепления и рулевое колесо.
Редуктор,
передаточное число которого 16,4, собран в картере 28, отлитом из
алюминиевого сплава. Картер крепится к левому лонжерону 39 пола кузова
тремя болтами. Червяк 50, напрессованный на вал 52, опирается на два
шариковых радиально-упорных подшипника 51, зазор в которых регулируется
прокладками 41, расположенными под нижней крышкой 40. Правильность
регулировки подшипников червяка проверяется динамометром по величине
момента трения вала червяка. Он должен быть в пределах 10-50 Нсм (2-5
кгссм) в положении, когда ролик не входит в зацепление с червяком (при
сборке рулевого механизма). Выступающий из картера конец вала червяка
уплотнен сальником 53. На шлицах червяка при помощи стяжного болта
закреплен карданный шарнир.
Двухгребневой ролик 44 вращается
на оси 42 в игольчатом или двухрядном шариковом подшипнике. Ось ролика
расположена в отверстиях вала 56 сошки, и концы ее после сборки
расклепаны с применением электроподогрева. Зацепление ролика с червяком
происходит со смещением на 5,5 мм, что позволяет регулировать зазор в
зацеплении червячной пары. Вал сошки 56 установлен в двух бронзовых
втулках 54, запрессованных в картер рулевого механизма. Конец вала 56
на выходе из картера уплотнен сальником 55. Зазор в зацеплении ролика с
червяком регулируется винтом 47, головка которого расположена в
Т-образном пазе верхнего торца вала сошки 56. Осевой зазор между
головкой винта и пазом вала устраняется установкой пластины 45. В
запасные части эти пластины поставляются толщиной от 1,95 до 2,20 мм.
Регулировочный
винт 47 ввернут в крышку 49 и фиксируется от проворачивания фигурной
шайбой 46 с усиком, входящим в паз винта, и контргайкой 48. Зазор между
роликом и червяком устраняется при завертывании регулировочного винта
47 в крышку 49. При регулировке зазора сошка должна занимать среднее
положение, что соответствует движению автомобиля по прямой (метки на
валу червяка и на картере 28 должны совпадать).
На нижнем
конце вала сошки имеются конические шлицы, на которых в определенном
положении, при совмещении сдвоенного паза сошки" со сдвоенным шлицем
вала, крепится гайкой сошка 2.
Вал рулевого управления состоит
из верхнего 11 и промежуточного 30 валов. Промежуточный вал имеет два
карданных шарнира, одним из которых он соединяется с валом червяка,
другим - с верхним валом рулевого управления. Чтобы предотвратить
перемещение промежуточного вала, наружные вилки шарниров стянуты
болтами, которые проходят через кольцевые проточки валов. Опорами для
верхнего вала 11 служат два игольчатых подшипника, расположенных в
трубе кронштейна 10 крепления вала рулевого управления. На верхний
конец вала 11 в строго определенном положении, которое обеспечивает
сдвоенный паз в ступице колеса и сдвоенный шлиц на валу,
устанавливается рулевое колесо 34 и крепится гайкой. Гайка после
затягивания моментом 50 Нм (5 кгсм) кернится в одной точке. На верхней
части трубы кронштейна 10 хомутом закреплен трехрычажный переключатель
света фар, указателей поворота, стеклоочистителя и омывателя ветрового
стекла.
Травмобезопасность рулевого управления обеспечивается
особенностью крепления кронштейна вала рулевого управления и
применением промежуточного вала с карданными шарнирами. Кронштейн 10
крепится четырьмя болтами к кронштейну кузова автомобиля. Передняя
часть кронштейна 10 крепится через две фиксирующие пластины 31. Края
этих пластин при определенной нагрузке сгибаются и проскакивают через
прямоугольные отверстия кронштейна, т.е. происходит поворот кронштейна
10 относительно задних точек крепления за счет деформации кронштейна
кузова. При этом, если происходит столкновение автомобиля с каким-либо
препятствием, то верхняя часть рулевого вала и рулевое колесо
перемещаются назад незначительно, а сила воздействия рулевого
управления на туловище водителя резко уменьшается, что обеспечивает
безопасность водителя при аварийных ситуациях. Вал рулевого управления
вместе с кронштейном 10 закрываются облицовочным кожухом 37, который
состоит из верхней и нижней частей, скрепленных между собой винтами.
Рулевой
привод состоит из средней поперечной тяги 3, двух боковых поперечных
тяг 1, поворотных рычагов, маятникового рычага 4 и сошки 2. Средняя
тяга 3 цельная, на концах имеет шаровые шарниры, которыми она
соединяется с маятниковым рычагом и рулевой сошкой. Каждая боковая тяга
имеет два наконечника с резьбой, соединенных между собой регулировочной
муфтой 5. Муфта фиксируется на наконечниках тяги двумя стяжными
хомутами. Вращением муфты 5 изменяется длина боковой тяги при
регулировке схождения передних колес. Наружные наконечники боковых тяг
1 шаровыми шарнирами соединены с поворотными рычагами, каждый из
которых крепится болтами к поворотному кулаку 7; внутренний наконечник
правой боковой тяги соеди нен с маятниковым рычагом, а левой боковой
тяги - с сошкой.
Шаровой шарнир тяги состоит из стального
пальца 59, сферическая головка которого опирается на конусный вкладыш
58, изготовленный из пластмассы с высокими противозадирными свойствами.
Пружина 60, поджимая вкладыш к сферической головке пальца 59, создает
необходимый натяг в шаровом шарнире. Конусная часть пальца заходит в
коническое отверстие поворотного рычага (сошки или маятникового рычага)
и крепится корончатой гайкой.
Шаровые шарниры при сборке
заполняют смазкой ШРБ-4 и герметизируют с одной стороны заглушкой 61,
завальцованной в наконечнике тяги, а с другой - армированным защитным
колпачком 57. Пополнение или замена смазки при эксплуатации не
требуется.
Кронштейн 12 маятникового рычага закреплен с
внутренней стороны правого лонжерона двумя болтами с самоконтрящимися
гайками. В отверстии кронштейна 12 расположены две пластмассовые втулки
24, на которых поворачивается ось маятникового рычага. К торцам втулок
поджаты шайбы. Верхняя шайба 22 насажена на лыски оси и поджата
корончатой гайкой. Нижняя шайба 25 поджата к втулке самоконтрящейся
гайкой. Этой же гайкой на оси неподвижно закреплен маятниковый рычаг 4.
Между торцевыми поверхностями шайб и корпуса кронштейна маятникового
рычага установлены резиновые уплотнительные кольца 23. При сборке
полость между втулками заполняется смазкой Литол-24, а втулки
смазываются этой же смазкой.