Система охлаждения двигателя
Рис. 5. Система охлаждения 1. Датчик
температуры охлаждающей жидкости для системы впрыска топлива; 2.
Подводящий шланг радиатора; 3. Пробка бачка; 4. Расширительный бачок;
5. Пробка радиатора; 6. Шланг от радиатора к расширительному бачку; 7.
Рубашка охлаждения; 8. Заливная горловина; 9. Впускной клапан пробки;
10. Выпускной (паровой) клапан пробки; 11. Левый бачок радиатора; 12.
Сердцевина радиатора; 13. Правый бачок радиатора; 14. Крыльчатка
вентилятора; 15. Турбулизатор; 16. Резиновая опора радиатора; 17. Кожух
вентилятора; 18. Ремень вентилятора; 19. Отводящий шланг радиатора; 20.
Насос охлаждающей жидкости; 21. Шланг подачи охлаждающей жидкости в
насос; 22. Термостат; 23. Перепускной шланг термостата; 24. Трубка
отвода жидкости от радиатора отопителя; 25. Шланг отвода жидкости от
блока подогрева карбюратора; 26. Шланг подвода жидкости к блоку
подогрева карбюратора; 27. Шланг отвода жидкости от радиатора
отопителя; 28. Шланг подвода жидкости к радиатору отопителя; 29.
Резиновая вставка; 30. Входной патрубок (от радиатора); 31. Основной
клапан; 32. Корпус термостата; 33. Перепускной клапан; 34. Патрубок
перепускного шланга; 35. Патрубок подачи охлаждающей жидкости в насос;
36. Крышка термостата; 37. Поршень; 38. Крышка насоса; 39. Упорное
уплотнительное кольцо сальника; 40. Сальник; 41. Подшипник валика
насоса; 42. Ступица шкива вентилятора; 43. Стопорный винт; 44. Валик
насоса; 45. Корпус насоса; 46. Крыльчатка насоса; 47. Приемный
патрубок; I. Схема работы термостата; А. Температура жидкости менее
80°С; В. Температура жидкости от 80 до 94°С; С. Температура жидкости
более 94°С. |
Система
охлаждения двигателя - жидкостная, закрытая, с принудительной
циркуляцией охлаждающей жидкости. Система заполняется охлаждающей
жидкостью Тосол А-40 - водным раствором антифриза Тосол-А
(концентрированный этиленгликоль с антикоррозионными и
антивспенивающими присадками плотностью 1,078-1,085 г/см3).
В
систему охлаждения заправляется 10,7 л, включая систему отопления
салона кузова. Уровень жидкости в расширительном бачке должен быть на
3-4 см выше метки "MIN", проверяется на холодном двигателе (при
15-20°С).
Для контроля температуры охлаждающей жидкости имеется датчик, установленный в головке цилиндров, и указатель на щитке приборов.
Система
охлаждения включает: насос 20 охлаждающей жидкости, рубашки охлаждения
блока и головки цилиндров, термостат 22, вентилятор, радиатор,
расширительный бачок 4, трубопроводы и шланги.
При работе
двигателя жидкость, нагретая в рубашках охлаждения, поступает через
выпускной патрубок по шлангам 2 и 23 в радиатор или термостат в
зависимости от положения клапанов термостата. Далее охлажденная
жидкость всасывается насосом 20 и подается вновь в рубашки охлаждения.
Насос
охлаждающей жидкости - центробежного типа, приводится в действие от
шкива коленчатого вала клиновидным ремнем привода генератора.
Корпус
45 и крышка 38 насоса отлиты из алюминиевого сплава. В крышке в
подшипнике 41, который стопорится винтом 43, установлен валик 44.
Подшипник 41 двухрядный, неразборный, без внутренней обоймы. Подшипник
заполнен смазкой Литол-24 при сборке и в дальнейшем не смазывается.
На
валик с одной стороны напрессована чугунная крыльчатка 46, а с другой -
ступица 42 шкива привода насоса. Торец крыльчатки, соприкасающийся с
уплотнительным кольцом, закален токами высокой частоты на глубину 3 мм.
Уплотнительное кольцо прижимается к крыльчатке пружиной сальника через
резиновую манжету. Сальник 40 неразборный, состоит из наружной латунной
обоймы, резиновой манжеты и пружины. Сальник запрессован в крышку 38
насоса. Насос приводится в действие клиновидным ремнем 18.
Вентилятор
представляет собой шестилопастную крыльчатку 14, изготовленную из
пластмассы, которая крепится болтами к ступице 42 шкива привода насоса.
Лопасти вентилятора имеют переменный по радиусу угол установки и для
уменьшения шума переменный шаг по ступице. Для лучшей эффективности
работы вентилятор находится в кожухе 17, который крепится болтами к
кронштейнам радиатора.
Радиатор и расширительный бачок.
Радиатор разборный, с пластмассовыми бачками 11 и 13, с двумя рядами
алюминиевых горизонтальных трубок и алюминиевыми охлаждающими
пластинами. Сердцевина 12 радиатора уплотняется с бачками резиновыми
прокладками. Для лучшей эффективности охлаждения жидкости в трубки
устанавливаются турбулизаторы 15. Радиатор устанавливается на резиновые
опоры 16 и крепится болтами к передку кузова.
Заливная
горловина радиатора закрывается пробкой 5 и соединяется шлангом с
полупрозрачным пластмассовым расширительным бачком 4. Пробка радиатора
имеет впускной 9 и выпускной 10 (паровой) клапаны, через которые
радиатор соединяется с расширительным бачком. Впускной клапан 9 не
прижат к прокладке (зазор 0,5-1,1 мм) и допускает впуск и выпуск
охлаждающей жидкости в расширительный бачок при нагревании и охлаждении
двигателя.
При закипании жидкости или резком увеличении
температуры из-за небольшой пропускной способности впускной клапан не
успевает выпустить жидкость в расширительный бачок и закрывается,
разобщая систему охлаждения с расширительным бачком. При увеличении
давления при нагревании до 50 кПа открывается выпускной клапан 10, и
часть охлаждающей жидкости перепускается в расширительный бачок.
Термостат
и работа системы охлаждения. Термостат системы охлаждения ускоряет
прогрев двигателя и поддерживает необходимый тепловой режим работы
двигателя. При оптимальном тепловом режиме температура охлаждающей
жидкости должна быть в пределах 85-95°С. Величины температур,
поддерживаемые термостатом, указываются на его донышке.
Термостат
22 состоит из корпуса и крышки, которые завальцованы вместе с седлом
основного клапана 31. Термостат имеет три патрубка: входной патрубок
для впуска охлаждающей жидкости от радиатора, патрубок перепускного
шланга 23 для перепуска жидкости из головки цилиндров в термостат и
патрубок для подачи охлаждающей жидкости в насос 20.
Основной
клапан 31 установлен на стакан термоэлемента, в котором завальцована
резиновая вставка 29. В резиновой вставке находится стальной
полированный поршень, закрепленный на неподвижном держателе. Между
стенками и резиновой вставкой находится термочувствительный твердый
наполнитель. Основной клапан 31 прижимается пружиной к седлу. На
клапане закреплены две стойки, на которых установлен перепускной клапан
33, поджимаемый пружиной.
Термостат, в зависимости от
температуры охлаждающей жидкости, автоматически включает или отключает
радиатор системы охлаждения и перепускает жидкость через радиатор или
минуя его.
На холодном двигателе при температуре охлаждающей
жидкости ниже 80°С основной клапан закрыт, перепускной открыт. При этом
жидкость циркулирует по шлангу 23 через перепускной клапан 33 в насос
20, минуя радиатор (по малому кругу). Этим обеспечивается быстрый
прогрев двигателя.
Если температура жидкости повышается выше
94°С, твердый наполнитель термостата расширяется, сжимает резиновую
вставку 29 и выдавливает поршень, перемещая основной клапан 31 до
полного открытия. Перепускной клапан 33 полностью закрывается. Жидкость
в этом случае циркулирует по большому кругу: из рубашек охлаждения по
шлангу 2 в радиатор и далее по шлангу 19 через основной клапан
термостата поступает в насос 20, которым вновь направляется в рубашки
охлаждения двигателя.
В пределах температур 80-94°С клапаны
термостата находятся в промежуточных положениях, и охлаждающая жидкость
циркулирует как по малому, так и по большому кругам. Величина открытия
основного клапана обеспечивает постепенное подмешивание охлажденной в
радиаторе жидкости, чем достигается наилучший тепловой режим работы
двигателя.