Система смазки двигателя
Рис. 4. Система смазки двигателя: 1.
Отверстие в звездочке для смазывания цепи; 2. Магистральный канал в
распределительном валу; 3. Канал в кулачке распределительного вала; 4.
Кольцевая выточка на средней опорной шейке распределительного вала; 5.
Маслоналивная горловина; 6. Канал в опорной шейке распределительного
вала; 7. Наклонный канал в головке цилиндров; 8. Канал подвода масла к
газораспределительному механизму; 9. Главная масляная магистраль в
блоке цилиндров; 10. Датчик сигнальной лампы недостаточного давления
масла; 11. Канал подачи масла к коренному подшипнику; 12. Канал подачи
масла к шатунному подшипнику; 13. Масляный картер; 14. Масляный фильтр;
15. Перепускной клапан; 16. Картонный фильтрующий элемент; 17.
Противодренажный клапан; 18. Масляный насос; 19. Канал подачи масла от
насоса к фильтру; 20. Канал подачи масла из фильтра в главную масляную
магистраль; 21. Канал подачи масла ко втулке шестерни привода масляного
насоса; 22. Передний сальник коленчатого вала; 23. Канал подачи масла к
коренному подшипнику и к валику привода масляного насоса; 24. Валик
привода масляного насоса и распределителя зажигания; 25. Впускная
труба; 26. Дроссельная заслонка второй камеры карбюратора; 27.
Дроссельная заслонка первой камеры карбюратора; 28. Воздушный фильтр;
29. Коллектор вытяжной вентиляции; 30. Пламегаситель; 31. Шланг отсоса
картерных газов в задроссельное пространство карбюратора; 32. Вытяжной
шланг; 33. Указатель уровня масла; 34. Крышка маслоотделителя; 35.
Маслоотделитель; 36. Сливная трубка; I. Схема вентиляции картера
двигателя. |
Система
смазки комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Под давлением
смазываются коренные и шатунные подшипники, опоры распределительного
вала, подшипники вала привода масляного насоса и распределителя
зажигания, кулачки распределительного вала и втулка шестерни привода
масляного насоса и распределителя зажигания.
Маслом,
вытекающим из зазоров и разбрызгиваемым движущимися деталями,
смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые
пальцы в бобышках поршня, цепь привода механизма газораспределения,
опоры рычагов привода клапанов, а также стержни клапанов в их
направляющих втулках. Вместимость системы смазки 3,75 л.
В
систему смазки входят: масляный насос 18, приемный патрубок с
фильтрующей сеткой, прикрепленный к корпусу насоса, полнопоточный
масляный фильтр, установленный на левой передней стороне двигателя,
редукционный клапан давления масла, встроенный в приемный патрубок,
электрический датчик 10 недостаточного давления масла.
Датчик
недостаточного давления масла соединен с сигнальной лампой на щитке
приборов, которая загорается при падении давления масла до 0,02-0,06
МПа (0,2-0,6 кгс/см2). При работе двигателя с исправной системой смазки
лампа должна гаснуть (если двигатель не перегрет).
Циркуляция
масла при работе двигателя происходит следующим образом. Масляный насос
18, приводимый в действие парой шестерен со спиральными зубьями,
засасывает масло из картера 13 через фильтрующую сетку маслоприемного
патрубка и подает его по каналу 19 в полнопоточный фильтр.
Отфильтрованное масло по каналу 20 попадает в магистральный масляный
канал 9, проходящий вдоль блока с левой стороны, а оттуда по каналам 23
и 11, просверленным в блоке цилиндров, проникает к коренным подшипникам
коленчатого вала и переднему подшипнику валика 24 привода масляного
насоса и распределителя зажигания. К центральной опоре
распределительного вала масло подводится по каналам 7, просверленным в
блоке цилиндров, в головке и в корпусе подшипников распределительного
вала.
Масло, подошедшее к центральной опоре распределительного
вала через канавку в опорной шейке, попадает в центральный канал
распределительного вала, а из канала через отверстия в кулачках и в
опорных шейках - к кулачкам, рычагам и опорам вала.
Масло от
первого подшипника валика 24 привода масляного насоса и распределителя
зажигания поступает ко второму подшипнику по каналу, просверленному в
самом валике. К втулке шестерни привода масляного насоса и
распределителя зажигания масло подводится по отдельному каналу 21 из
полости блока перед масляным фильтром. Остальные детали смазываются
разбрызгиванием и самотеком.
Цепь механизма газораспределения
смазывается маслом, которое выходит из передней опоры
распределительного вала и передней втулки вала привода масляного насоса
и распределителя зажигания, и затем разбрызгивается через радиальные
каналы 1 на звездочках указанных валов.
Для того чтобы при
работе двигателя на любом режиме обеспечить необходимое давление масла
в магистрали, а также чтобы компенсировать увеличивающийся при износе
двигателя расход масла, масляный насос имеет избыточную
производительность.
Для предотвращения повышения давления
масла сверх допустимого в системе установлен редукционный клапан,
перепускающий избыточное масло в маслоприемник.
Масляный насос (см. раздел двигатель)
шестеренчатого типа, установлен внутри картера и крепится к блоку
цилиндров двумя болтами. Ведущая шестерня насоса неподвижно закреплена
на валике, а ведомая шестерня свободно вращается на оси, запрессованной
в корпусе.
В корпус маслоприемного патрубка встроен
редукционный клапан. Давление, при котором срабатывает редукционный
клапан, обеспечивается пружиной соответствующей упругости,
установленной на заводе. Это давление не регулируется.
Масляный
фильтр навернут на штуцер и прижат к кольцевому буртику на блоке и
уплотняется прокладкой. Масло поступает в фильтр через отверстие и,
пройдя фильтрующий элемент 16, выходит в магистральный масляный канал 9
блока через центральное отверстие и штуцер крепления.
Фильтр
имеет противодренажный клапан 17, предотвращающий стекание масла из
системы при остановке двигателя, и перепускной клапан 15, срабатывающий
при засорении фильтрующего элемента.
Система вентиляциикартера
двигателя. Во время работы двигателя через зазоры в картер проникает
некоторое количество отработавших газов. Для удаления из картера газов
и паров бензина, что увеличивает срок службы масла и повышает
долговечность двигателя, служит принудительная вентиляция картера,
осуществляемая отсосом газов из картера во впускную трубу двигателя.
Картерные
газы отсасываются по шлангам 31 и 32 в задроссельное устройство
карбюратора и в карбюратор через коллектор 29 вытяжной вентиляции.
При
малой частоте вращения коленчатого вала разрежение на входе в
карбюратор незначительное (дроссельные заслонки закрыты), и основная
масса газов отсасывается по шлангу 31 в задроссельное пространство
карбюратора.
Когда дроссельная заслонка 27 приоткрыта или
открыта полностью, основная масса картерных газов будет отсасываться по
шлангу 32 в вытяжной коллектор 29 и в карбюратор, минуя фильтрующий
элемент воздушного фильтра. При этом через шланг 31, ввиду малого
отверстия патрубка карбюратора, будет проходить незначительная часть
картерных газов.