На сайте «Моя НИВА» можно найти различную информацию про автомобиль Лада 4x4 (выпускавшийся раньше как ВАЗ-2121 Нива). Устройство, особенности эксплуатации, ремонт и тюнинг Нивы, видео и фото Lada 4x4 - обо всём этом читайте и смотрите здесь. Добро пожаловать!
На
автомобилях ВАЗ-2113 для пуска двигателя применяется стартер 35.3708
мощностью 1,3 кВт, с электромагнитным включением шестерни привода, с
роликовой обгонной муфтой и дистанционным управлением. Он представляет
собой четырехщеточный, четырехполюсный электродвигатель постоянного
тока со смешанным возбуждением и состоит из корпуса 35 с обмотками
возбуждения, якоря с приводом, двух крышек 2 и 4 и тягового
электромагнитного реле. Крышки и корпус стянуты в единое целое двумя
болтами, ввернутыми в крышку 2.
Внутри стального корпуса
закреплены винтами четыре стальных полюса 34. На полюсы надеты катушки
обмотки. Корпус вместе с полюсами и катушками образует статор стартера.
Три катушки обмотки статора являются сериесными, т.е. соединены с
обмоткой якоря последовательно, а одна - шунтовая, присоединенными
параллельно обмотке якоря. Поэтому возбуждение стартера и называется
смешанным. Оно обеспечивает сравнительно низкую частоту вращения якоря
на холостом ходу без нагрузки, что уменьшает износ втулок подшипников
вала якоря, облегчает условия работы обгонной муфты и предотвращает
разнос якоря.
Якорь стартера состоит из вала 1, сердечника с
обмоткой из медной ленты и коллектора 32. Вал якоря вращается в двух
металлокерамических втулках 2 и 26, запрессованных в крышки стартера и
пропитанных маслом. Осевой свободный ход вала якоря регулируется
подбором шайб 27 и должен быть не более 0,5 мм. Особенностью стартера
является торцевой коллектор 32.
Он выполнен в виде
пластмассового диска с залитыми в нем медными пластинами. Такой
коллектор способствует более стабильной и длительной работе щеточного
контакта, уменьшается расход меди, снижается длина и масса стартера.
На
переднем конце вала якоря установлен привод стартера, состоящий из
роликовой обгонной муфты и шестерни 4. Назначение обгонной муфты -
передавать крутящий момент от вала якоря стартера к венцу маховика при
пуске двигателя, а после пуска, работая в режиме обгона, не допускать
передачи крутящего момента от маховика на якорь. Иначе может произойти
выброс обмотки якоря из пазов сердечника из-за "разноса" - чрезмерно
высокой частоты вращения якоря маховиком работающего двигателя.
Обгонная
муфта состоит из наружного кольца с роликами 6 и внутреннего кольца,
объединенного с шестерней 4 привода. Наружное кольцо имеет три паза с
отверстиями, в которых находятся стальные ролики с пружинами,
плунжерами и направляющими стержнями. Пазы для роликов - с переменной
шириной. В широкой части паза ролики могут свободно вращаться, а в
узкой - заклиниваются между наружным и внутренним кольцами.
Электромагнитное
тяговое реле стартера служит для ввода шестерни привода в зацепление с
венцом маховика и для замыкания цепи питания обмоток якоря и статора.
Магнитную систему реле образуют фланцы 15 и 20, ярмо (окружающее
обмотку) и сердечник 19, запрессованный во фланец 20. На каркасе из
латунной трубки и пластмассовых щек намотана катушка реле с двумя
обмотками: удерживающей 16 и втягивающей 17. Обе обмотки намотаны в
одну сторону. Начала обмоток припаяны к штекеру "50". Конец
удерживающей обмотки приварен к фланцу 20 реле (т.е. соединен с
"массой"), а конец втягивающей обмотки соединен с нижним контактным
болтом 23 реле.
Работа стартера. Стартер включается с помощью
вспомогательного реле 45 типа 113.3747-10. При повороте ключа в
положение II ("Стартер") замыкаются контакты "30" и "50" выключателя
зажигания и подается напряжение на обмотку вспомогательного реле. Оно
срабатывает и через его замкнутые контакты идет ток в обмотки тягового
реле стартера. Под действием этого тока возникает магнитное усилие
около 10-12 кгс, втягивающее якорь реле до соприкосновения с
сердечником 19. При этом контактная пластина 21 замыкает контактные
болты 23. Размеры штока 18 подобраны так, что замыкание контактных
болтов происходит еще до соприкосновения якоря с сердечником и при
дальнейшем ходе якоря сжимается пружина контактной пластины, сильнее
прижимая ее к контактным болтам.
При замыкании контактных
болтов втягивающая обмотка 17 обесточивается, так как оба ее конца
оказываются соединенными с "плюсом" аккумуляторной батареи. Поскольку
якорь уже втянут в реле, то для удержания якоря в этом положении
требуется небольшой магнитный поток, который и обеспечивает одна
удерживающая обмотка 16.
Передвигаясь, якорь реле через рычаг
11 перемещает обгонную муфту с шестерней. Ступица обгонной муфты,
проворачиваясь, на винтовых шлицах вала якоря стартера, поворачивает
также и шестерню 4, что облегчает ее ввод в зацепление с венцом
маховика. Кроме того, фаски на боковых кромках зубьев шестерни и венца
маховика, а также буферная пружина, передающая усилие от рычага 11
ступице 39 муфты, облегчает ввод шестерни в зацепление и смягчают удар
шестерни в венец маховика.
Через замкнутые контакты реле идет
ток питания статора и якоря. Якорь стартера начинает вращаться вместе
со ступицей 39 и наружным кольцом обгонной муфты. Поскольку ролики
муфты смещены пружинами в узкую часть паза наружного кольца, а шестерня
тормозится вен цом маховика, то ролики заклиниваются между кольцами
обгонной муфты, и крутящий момент от вала якоря передается через муфту
и шестерню к венцу маховика.
После пуска двигателя частота
вращения шестерни превышает частоту вращения якоря стартера. Внутреннее
кольцо обгонной муфты (объединенное с шестерней) увлекает ролики в
широкую часть паза наружного кольца, сжимая пружины плунжеров. В этой
части паза ролики свободно вращаются, не заклиниваясь, и крутящий
момент от маховика двигателя не передается на вал якоря.
При
выключении стартера контакты вспомогательного реле 45 размыкаются, и
ток питания обмоток тягового реле стартера идет по следующему пути:
"плюс" аккумуляторной батареи - замкнутые контакты тягового реле -
втягивающая 17, а затем удерживающая 16 обмотки тягового реле -
"масса". Так как направление тока в витках обмоток противоположное, то
магнитные потоки, создаваемые обмотками, компенсируют друг друга, и
сердечник реле быстро размагничивается. Якорь реле пружинами отжимается
в исходное положение, и контакты реле размыкаются, отключая питание
обмоток якоря и статора стартера.
Одновременно якорь тягового
реле рычагом 11 передвигает муфту свободного хода назад и выводит
шестерню из зацепления с венцом маховика. Якорь стартера тормозится
силами трения щеток о коллектор, и он быстро останавливается.