На сайте «Моя НИВА» можно найти различную информацию про автомобиль Лада 4x4 (выпускавшийся раньше как ВАЗ-2121 Нива). Устройство, особенности эксплуатации, ремонт и тюнинг Нивы, видео и фото Lada 4x4 - обо всём этом читайте и смотрите здесь. Добро пожаловать!
Задняя
подвеска состоит из трех основных устройств, которые обеспечивают
упругую связь между кузовом и балкой заднего моста (колесами),
уменьшают динамические нагрузки на кузов и колеса и быстро гасят
колебания кузова. К этим устройствам относятся: направляющие, гасящие и
упругие элементы.
Направляющее устройство имеет четыре
продольные и одну поперечную штанги, с помощью которых балка заднего
моста подвешена к кузову. Продольные штанги передают толкающие и
тормозные усилия от задних ведущих колес на кузов, а поперечная штанга
удерживает кузов от боковых перемещений. Передача этих усилий
происходит через балку заднего моста, которая связывает между собой
левое и правое колеса. Такая связь вызывает одновременное перемещение
обоих колес в вертикальной плоскости, т.е. перемещение одного колеса
зависит от другого. Поэтому подвеска называется зависимой.
Каждая
штанга одним концом соединена с кронштейном балки заднего моста, другим
- с кронштейном кузова. Шарнирные соединения верхних продольных и
поперечной 34 штанг взаимозаменяемы и состоят из двух втулок: резиновой
24 и металлической распорной 23. Резиновая втулка 24 имеет форму двух
усеченных конусов, соединенных вершинами. Она запрессована в головку
штанги. В отверстие втулки 24 установлена распорная втулка 23, через
которую проходит болт крепления штанги. При сборке резиновую втулку
предварительно сжимают, поэтому между втулками шарнира, а также между
головкой штанги и резиновой втулкой, зазоры отсутствуют.
Шарниры
нижних штанг 1 отличаются от шарниров других штанг только размерами.
Для того чтобы обеспечить долговременную работу шарниров штанг и
исключить их повреждение и чрезмерное затягивание, гайки на болтах
крепления продольных и поперечной штанг затягивают на нагруженном
автомобиле. Нагрузка на заднюю часть автомобиля должна быть такая,
чтобы расстояние от балки заднего моста до лонжерона кузова, замеренное
в 100 мм от кронштейна поперечной штанги, составляло 152 мм. Момент
затягивания гаек крепления должен быть 80 Нм (кгсм). При соблюдении
этого условия качание штанг происходит только за счет упругой
деформации резиновых втулок, без их проскальзывания. Шарниры не требуют
дополнительного обслуживания и смазки.
Нижние продольные и
поперечная штанги крепятся к кронштейнам кузова и балки заднего моста
болтами с гайками и пружинными шайбами. Аналогично крепятся задние
головки верхних штанг к кронштейну балки заднего моста. Передние
головки верхних продольных штанг крепятся к кронштейнам кузова болтами
с самоконтрящимися гайками (с нейлоновой вставкой).
К упругим
элементам подвески относятся витые цилиндрические пружины 7, два
основных 4 и дополнительный 17 буфера сжатия. В зависимости от
жесткости пружины под нагрузкой 350+-16 кг сортируются на две группы: А
и Б.
На переднюю и заднюю подвески должны устанавливаться
пружины одной группы. Если в подвеске стоят пружины группы А (без
маркировки), а для задней подвески таких пружин нет, то в
исключительных случаях допускается установка пружин группы Б (с черной
маркировкой). Если в передней подвеске установлены пружины группы Б, то
в задней необходимо устанавливать пружины только этой же группы.
Пружина
подвески установлена между верхней обоймой 9 и нижней опорной 3 чашками
в сжатом состоянии. Верхняя опорная обойма 9 приварена к арке заднего
колеса и к полу багажника, а чашка 3 - к балке заднего моста.
Между
пружиной и верхней обоймой 9 установлена изолирующая прокладка 10,
которая расположена в стальной штампованной чашке 11. Нижняя часть
пружины упирается в пластмассовую изолирующую прокладку 2. Верхняя и
нижняя изолирующие прокладки поглощают шум и гасят вибрации.
Ход
подвески вверх и сжатие пружин ограничивается двумя основными 4 и одним
дополнительным 17 буферами, которые повышают жесткость подвески в конце
хода сжатия.
Основные буфера находятся внутри пружин и
закреплены грибовидным соском в отверстиях верхних опорных чашек 11.
При ходе сжатия основные буфера упираются в нижнюю опорную чашку 3.
Дополнительный
буфер аналогично закреплен на кронштейне кузова и упирается в конце
хода сжатия в площадку редуктора заднего моста, не допуская касания
пола кузова и карданного вала.
Для гашения колебаний кузова в
подвеске применяются два гидравлических амортизатора телескопического
типа. Каждый амортизатор шарнирно соединен одним концом с кузовом,
другим - с балкой заднего моста. Верхней проушиной амортизатор
закреплен на пальце, который приварен к поперечине 16 пола кузова.
Палец проходит через резиновые конусные втулки 15, установленные в
верхней проушине амортизатора. На конце пальца установлена шайба и
навернута самоконтрящаяся гайка.
Нижняя проушина амортизатора
крепится к ушкам кронштейна крепления нижних продольных штанг при
помощи болта с самоконтрящейся гайкой. Болт крепления проходит через
втулку шарнира нижней проушины амортизатора. Шарнир состоит из двух
конусных резиновых втулок 15, через которые проходит стальная распорная
втулка. Резиновые втулки с обеих сторон поджаты стальными шайбами, из
которых внутренняя шайба является дистанционной. На болте между ушками
кронштейна установлена распорная втулка, которая предохраняет их от
деформации при затягивании гайки крепления нижней проушины
амортизатора.