2.1. Постоянный полный привод
Давайте посмотрим, насколько Нива приспособлена к возможностям движения вне дорог, насколько она по своим конструктивным особенностям является вездеходом.
Нива имеет ПОСТОЯННЫЙ ПРИВОД ВСЕХ КОЛЕС или, как это называется у специалистов, постоянный полный привод. Это значит, что крутящий момент от двигателя постоянно подводится и к передней, и к задней оси.
Почему передний мост неотключаем? Такой вопрос задают многие автолюбители. Концепция постоянного полного привода Нивы основана на трех китах.
Кит первый - ПРОХОДИМОСТЬ.
Девиз - Постоянная готовность к преодолению
препятствий! Водителю нет необходимости, как на
УАЗе или ЛуАЗе, думать и гадать, надо ли
подключать второй мост и когда его выключать. НИВА
ВСЕГДА ГОТОВА К ПРЕОДОЛЕНИЮ ПРЕПЯТСТВИЙ.
Кит второй - УПРАВЛЯЕМОСТЬ. Девиз - Долой
неожиданности! Дело в том, что в скользком
повороте для автомобиля с задними ведущими
колесами критическое предельное явление - занос
задней оси, а для переднеприводных - снос
передней. Эти различные явления требуют
принципиально разных приемов по их
предупреждению и устранению. Как правило,
грамотные водители владеют такими приемами, но
для автомобилей одного типа (или заднеприводного,
или переднеприводного). Но попробуйте после
длительной езды по зимним дорогам, например на
ВАЗ-2105, пересесть на 2108 или наоборот. Как
говорится, почувствуйте разницу...
Полноприводный автомобиль с
отключенной ведущей передней осью по характеру
оказывается заднеприводным. Критическое явление
управляемости здесь, как правило, занос (снос
передка на заднеприводных автомобилях может
возникать в очень редких случаях). Когда
возникает необходимость проехать грязный,
скользкий участок, водитель подключает крутящий
момент к передней оси и вдруг на повороте, ожидая
привычного заноса задней оси, совершенно
неожиданно сталкивается с таким незнакомым ему
явлением, как снос передка. Нет необходимости
доказывать, что реакции автомобиля, неожиданные
для водителя, могут привести к непоправимым
последствиям.
У автомобиля с постоянным полным
приводом возможен как занос, так и снос.
Соотношение вероятности их возникновения не
постоянно, так как определяется
характеристиками управляемости, которые, в свою
очередь, зависят от режима движения,
коэффициента сцепления дорожного покрытия,
загрузки автомобиля, состояния шин, давления в
них и многих других факторов. Так что водитель
полноприводного автомобиля обычно знаком и с
первым, и со вторым явлением. Так что лучше уж
иметь постоянный привод на обе оси. НИВА НЕ
МЕНЯЕТ ХАРАКТЕРА УПРАВЛЯЕМОСТИ.
Кит третий - ВОЗМОЖНОСТИ
ПРОИЗВОДСТВА. Девиз - Максимальное
использование серийных деталей (2101-2106). Задний
мост и редуктор, примененный в переднем, - от
легкового автомобиля ВАЗ-2101-06. Полная масса Нивы
заметно больше (1550 кг), чем самого тяжелого из Жигулей
- 2106 (1450 кг). К тому же суммарное передаточное
число трансмиссии только на первой передаче на 20%
больше и соответственно на столько же больше и
величина крутящего момента, который передается
на редуктор и полуоси. Распределение момента
между двумя осями позволяет снизить нагрузки на
эти узлы и детали. Поэтому совершенно не правы те
владельцы Нив , которые экономят , сняв один из
карданных валов. Эксплуатация Нивы в таком
варианте приводит к интенсивному износу и
быстрому выходу из строя деталей трансмиссии - от
шарниров карданного вала до полуосей. В
ТРАНСМИССИИ НИВЫ ПРИМЕНЯЮТСЯ ДЕТАЛИ ОТ
ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ.
Чтобы избежать паразитических
моментов, возникающих в трансмиссии при движении
по твердым дорогам (ведь на поворотах и при
переезде неровностей все четыре колеса проходят
разные пути и соответственно имеют разные
скорости вращения), между осями имеется
дифференциал. Он аналогичен тем, что находятся
между колесами, и выполняет те же функции: дает
возможность вращаться с различными скоростями (не
прерывая передачи крутящего момента) деталям,
между которыми он находится. А так как он
находится между осями, то и называется МЕЖОСЕВЫМ.
Расположен межосевой дифференциал в раздаточной
коробке.
В то время, когда рождалась Нива ,
постоянный полный привод имел только автомобиль
Range Rover. Сегодня такой (не отключаемый) вид
привода можно встретить почти на всех известных
джипах: Land Rover - Defender и Discovery; Range Rover; Jeep - Cherokee
и Grand Cherokee; Mercedes G с индексом 463; Mitsubishi Pajero; Toyota
Land Cruiser серий 80 , 90 и 100; Daihatsu Feroza в
модификации Full Time 4WD и т.п.
Однако, прежде чем закончить эту главу, я должен
сделать небольшое, но очень важное отступление.
Нива по сути своей является
вездеходом примерно на 25, максимум на 30 процентов.
Она, несмотря на свои способности в проходимости,
рассчитана на эксплуатацию в основном по твердым
дорогам. И поэтому ни в коем случае не следует ее
эксплуатировать вне дорог безвылазно , она
этого просто не выдержит.