«НИВА» ЗА РУБЕЖОМ
Факт восьмой: «Нива» никогда не продавалась за границей в том же
виде и в той же комплектации, что и на внутреннем рынке, в СССР. Там на
нее ставили высокую крышу, расширенные колесные диски, специальную
резину, панорамные зеркала, задние дворники (на первых наших авто их не
было). Ее перекрашивали, клеили на нее молдинги, а салон перешивали.
Задние сиденья делались складными, передние - анатомическими. Машины
комплектовались люками, расширителями колесных арок, иными решетками
радиатора, лебедками. На «Ниву» ставили защиту фар, противотуманки,
кенгурятники, подножки... И это все - двадцать лет назад...
Благодаря уникальности конструкции, удивительной проходимости и
выносливости «Нива» за рубежом превратилась в легенду. Ее оценили в
Бельгии и Голландии, Великобритании и Германии. Факт девятый: в Германии на покупку «Нивы» нужно было записываться в очередь, как на «Мерседес».
В странах же Восточной Европы предварительная запись на «Ниву» в 80-х -
вообще нормальное явление... В 1978 году австрийский журнал Austromotor
писал: «То, что этой «Ладе» нет равных, показывает - русские
внимательно проанализировали автомобильный рынок и точно попали в
пустующую нишу...»
...Толчок к бурному росту продаж автомобиля в Европе дала...
погода. В 1979 году зима в Европе выдалась необычайно снежная, обычные
легковушки передвигались по неубранным дорогам с большим трудом.
Непривыкший к заносам европеец с оторопью и завистью взирал, как
русская «Нива» проезжала даже там, где сидели тяжелые джипы. Лучшей
рекламы трудно было представить: в тот год в одной только Германии
«Нив» продали в четыре раза больше, чем годом ранее! Факт десятый: «Нива» успешно продавалась более чем в 100 стран мира, ее собирали в шести странах: в Бразилии, Эквадоре, Чили, Панаме, Греции, Канаде. Факт одиннадцатый: в
Новой Зеландии в 80-е годы 40% регистрации всех внедорожников
приходилось на «Ниву», а в Австрии она несколько лет занимала 90%
внедорожного сегмента рынка. Во Франции же «Нива» была
вообще культовым автомобилем. Во многих странах до сих пор существуют
клубы любителей «Нив», а в Англии поклонники «Нивы» даже издают свой
журнал!
Однажды в Швеции прошла критическая кампания в отношении ФИАТа.
Под шумок досталось и ВАЗу - мол, одним миром мазаны! Тут же в одной из
шведских газет появилась статья под заголовком: «Если ты еще раз плохо
скажешь о ВАЗе, я дам тебе в зубы!» Говорят, что после этого почтение
шведов к русским машинам резко возросло. Работники ВАЗа утверждали, что
не имеют к этой публикации никакого отношения.
Ну-ну...
Показательный момент, ярко характеризующий влияние, оказанное «Нивой» на мировой внедорожный автопром: в
1986 году японцы подарили руководителю проекта «2121» Петру Прусову
рекламный проспект своей будущей модели Suzuki Vitara с надписью
«Крестному отцу этого автомобиля». Это факт двенадцатый, красноречивый и смачный. Комментарии, как говорится, излишни.