На сайте «Моя НИВА» можно найти различную информацию про автомобиль Лада 4x4 (выпускавшийся раньше как ВАЗ-2121 Нива). Устройство, особенности эксплуатации, ремонт и тюнинг Нивы, видео и фото Lada 4x4 - обо всём этом читайте и смотрите здесь. Добро пожаловать!
Для
распределения усилия на ведущие мосты автомобиля и трансмиссию введена
раздаточная коробка, которая представляет собой двухступенчатый
редуктор.
Валы, передающие крутящий момент на передний и
задний мосты, связаны между собой межосевым дифференциалом, что
обеспечивает постоянный привод обоих ведущих мостов и улучшает
устойчивость автомобиля. Межосевой дифференциал распределяет усилия на
ведущие мосты автомобиля пропорционально сцепной массе, т.е. части
полной массы автомобиля, которая приходится на каждую ось ведущих
колес. Кроме того, дифференциал позволяет колесам ведущих мостов
вращаться с различными скоростями, что устраняет их проскальзывание и
повышенный износ шин, а также снижает нагрузки в трансмиссии.
Для
увеличения проходимости автомобиля дифференциал может быть
заблокирован. При блокировке дифференциала загорается контрольная лампа
на панели приборов.
Ведущий вал 30 установлен на двух
шарикоподшипниках 23, расположенных в гнездах передней крышки 18 и
картера 27 раздаточной коробки. Внутреннее кольцо переднего подшипника
зажато между буртиком ведущего вала, упорным кольцом 22 подшипника,
гайкой и фланцем 12, установленными на шлицах вала 30. Передний
подшипник и его упорное кольцо закрыты крышкой 21, в которой расположен
сальник 13. В осевом направлении вал зафиксирован установочным кольцом,
расположенным в канавке заднего подшипника. Это кольцо зажато между
картером 27 раздаточной коробки и задней крышкой 31. На ведущем валу
подшипник крепится гайкой с упорной шайбой. Гайка после затягивания
стопорится за счет вдавливания ее кромок в пазы вала.
Шестерня
24 высшей передачи вращается на термообработанной шейке ведущего вала.
Она имеет два зубчатых венца. Большой венец шестерни находится в
постоянном зацеплении с шестерней промежуточного вала 33; с малым
венцом шестерни соединяется муфта 26 при включении высшей передачи.
Шестерня
28 низшей передачи также имеет два венца: малый венец зацепляется с
муфтой 26 при включении низшей передачи, а большой венец находится в
постоянном зацеплении с шестерней промежуточного вала.
Шестерня 28 вращается на стальной термообработанной втулке 29, которая имеет тугую посадку на ведущем валу.
Между шестернями 24 и 28 на шлицах вала насажена ступица 25 муфты включения передач.
Промежуточный
вал 33 изготовлен в виде блока двух косозубых шестерен, которые
находятся в постоянном зацеплении с шестернями высшей и низшей передач
ведущего вала. Передний конец вала опирается на роликовый
цилиндрический подшипник 19, задний - на шариковый подшипник 32. От
осевого смещения вал удерживается установочным кольцом, расположенным в
канавке заднего подшипника. Установочное кольцо зажато между картером
раздаточной коробки и задней крышкой 31. На валу подшипник крепится
гайкой с упорной шайбой.
В передний торец промежуточного вала
запрессована ведущая шестерня 16 привода спидометра. Ведомая
пластмассовая шестерня 15 привода спидометра неразъемно соединена с
валиком, который вращается во втулке и на выходе уплотнен сальником.
Вал
11 привода переднего моста имеет зубчатый венец 7, который служит для
блокировки дифференциала. Передний конец вала опирается на шариковый
подшипник 8, размещенный в картере привода переднего моста. Фиксация
подшипника и фланца на валу такая же, как и на ведущем валу. От осевого
смещения подшипник удерживается установочным кольцом, расположенным в
канавке картера привода переднего моста. Задний конец вала соединяется
шлицами с шестерней 43 привода переднего моста.
Вал привода
заднего моста по своей конструкции и установке аналогичен валу привода
переднего моста, однако не имеет зубчатого венца блокировки
дифференциала.
Дифференциал состоит из разъемного корпуса 34,
обе части которого соединены болтами. Эти же болты крепят к корпусу
дифференциала ведомую шестерню 1, находящуюся в постоянном зацеплении с
шестерней промежуточного вала.
Корпус дифференциала вращается
в двух шариковых подшипниках 2. Передний подшипник удерживается в
корпусе дифференциала пружинной шайбой 3 и стопорным кольцом 4. В
канавке наружного кольца подшипника расположено установочное кольцо.
Такая фиксация подшипника удерживает дифференциал от осевого
перемещения. На передней части корпуса дифференциала имеются шлицы 6,
на которых расположена муфта 5 блокировки дифференциала. В отверстие
корпуса дифференциала установлена ось 41 сателлитов, которая
фиксируется в корпусе пружинной шайбой 42 и стопорным кольцом 40. На
оси расположены два сателлита 38, которые находятся в постоянном
зацеплении с шестернями привода переднего и заднего мостов.
Картер
27 раздаточной коробки отлит из алюминиевого сплава. Передняя 18 и
задняя 31 крышки раздаточной коробки крепятся к картеру шпильками и
гайками по всему периметру разъема. Точность центрирования базовых
деталей обеспечивают два установочных штифта, на которые
устанавливается передняя крышка. Между картером и крышками расположены
уплотнительные прокладки. В передней крышке находятся маслоналивное и
маслосливное отверстия, закрытые резьбовыми пробками 17 и 14. В верхней
части картера имеется люк, закрытый крышкой.
Привод
раздаточной коробки механический. Рычаг 59 переключения передач
шарнирно установлен в проушинах кронштейна на оси 58. Ось проходит
через капроновые втулки 54, которые установлены в отверстия рычага, и
удерживается стопорной шайбой 53. Нижний конец рычага входит в паз
штока 57 и уплотнен в нем фигурной пружиной 50. Такое уплотнение
устраняет вибрацию рычага и уменьшает шум при движении автомобиля.
Вилка
61 включения передач заходит в паз скользящей муфты включения передач;
на штоке вилка крепится стопорным болтом. Отверстие, через которое
проходит шток, уплотнено сальником и защищено резиновым чехлом. В
нейтральном и включенном положениях шток 57 удерживается шариковым
фиксатором, состоящим из шарика 63 и пружины 65. Детали фиксатора
размещены в стальной втулке 64, запрессованной в отверстие картера
раздаточной коробки.
Муфта 5 блокировки дифференциала
расположена на шлицевой части корпуса дифференциала. При блокировке
дифференциала она соединяет вал привода переднего моста с корпусом
дифференциала, что приводит к выключению дифференциала. В паз муфты
заходит вилка 46, закрепленная на штоке 51 болтом. Шток вилки
блокировки дифференциала фиксируется в нейтральном и включенном
положениях так же, как и шток 57 вилки включения передач.