Схема работы коробки передач
Рис. 13. Схема работа коробки передач. 1.
Первичный вал; 2. Вторичный вал; 3. Шестерня постоянного зацепления
первичного вала; 4. Зубчатый венец синхронизатора IV передачи; 5.
Блокирующее кольцо синхронизатора IV передачи; 6. Скользящая муфта
синхронизатора III и IV передач; 7. Вилка включения III и IV передач;
8. Стопорное кольцо синхронизатора; 9. Блокирующее кольцо
синхронизатора III передачи; 10. Пружина синхронизатора; 11. Упорная
шайба пружины синхронизатора; 12. Шестерня и зубчатый венец
синхронизатора III передачи; 13. Шестерня и зубчатый венец
синхронизатора II передачи; 14. Скользящая муфта синхронизатора I и II
передач; 15. Вилка включения I и II передач; 16. Шестерня и зубчатый
венец синхронизатора I передачи; 17. Шестерня заднего хода; 18. Ступица
муфты синхронизатора V передачи; 19. Скользящая муфта синхронизатора V
передачи; 20. Вилка включения V передачи и заднего хода; 21. Рычаг
переключения передач; 22. Шестерня и зубчатый венец синхронизатора V
передачи; 23. Маслоотражательная шайба; 24. Втулка шестерни V передачи;
25. Распорная втулка; 26. Фланец эластичной муфты; 27. Шток вилки
включения V передачи и заднего хода; 28. Шток вилки включения III и IV
передач; 29. Шток вилки включения I и II передач; 30. Включатель фонаря
заднего хода; 31. Шестерня заднего хода; 32. Промежуточная шестерня
заднего хода; 33. Заглушка; 34. Блок шестерен V передачи и заднего
хода; 35. Ось промежуточной шестерни заднего хода; 36. Шестерня I
передачи промежуточного вала; 37. Блокирующее кольцо синхронизатора I
передачи; 38. Ступица муфты синхронизатора I и II передач; 39.
Блокирующее кольцо синхронизатора II передачи; 40. Шестерня II передачи
промежуточного вала; 41. Шестерня III передачи промежуточного вала; 42.
Ступица муфты синхронизатора III и IV передач; 43. Шестерня постоянного
зацепления промежуточного вала; 44. Стопорное кольцо; 45. Тарельчатая
пружина; I. Нейтральное положение; II. Начало включения III передачи;
III. Полное включение III передачи. |
Принцип
работы шестеренчатой коробки передач основан на изменении зацепления
тех пар шестерен, которые участвуют в передаче крутящего момента от
первичного вала 1 на вторичный вал 2. Это достигается перемещением
скользящих муфт 6, 14 и 19 синхронизаторов или промежуточной шестерни
32 заднего хода при помощи привода переключения передач. При этом
изменяются передаточные числа, а значит и величина передаваемого
крутящего момента. На прямой IV передаче крутящий момент, передаваемый
на ведущие колеса автомобиля, практически равен крутящему моменту на
коленчатом валу двигателя. На I передаче момент увеличивается в 3,67
раза, на II передаче в 2,10 раза, на III передаче в 1,36 раза, при
включении задней передачи в 3,53 раза, а при включении пятой передачи
момент уменьшается в 0,82 раза.
Разберем схемы передачи крутящего момента при включении различных передач.
При включении I передачи муфта 14 синхронизатора соединяет малый венец шестерни 16 со ступицей 38. При этом крутящий момент через шестерню 16, муфту 14 и ступицу 38 передается на ведомый вал 2. Когда включена вторая передача, то муфта 14 соединяет зубчатый венец синхронизатора шестерни 13 со ступицей 38, и крутящий момент на вторичный вал будет передаваться через муфту 14 и ступицу 38. Аналогично происходит передача крутящего момента при включении третьей передачи, только через зубчатый венец шестерни 12.
Когда включена четвертая передача, то муфта 6 синхронизатора соединяет зубчатый венец 4 первичного вала 1 со ступицей 42 синхронизатора, и крутящий момент передается непосредственно с первичного вала 1 на вторичный вал 2. Поэтому эта передача называется прямой. При включении пятой передачи скользящая муфта 19 соединяет ступицу 18 с большим венцом шестерни 22. Крутящий момент передается от первичного вала 1 через шестерни 3 и 43 постоянного зацепления на промежуточный вал, от него на блок 34 шестерен и от большого венца блока на шестерню 22 пятой передачи, а затем через муфту 19 и ступицу 18 на вторичный вал.
Для включения задней передачи рычаг переключения передач передвигают вправо, затем утапливают вниз, чтобы выступ рычага переключения передач не уперся в лепесток блокирующей скобы, и перемещают назад. При этом шток через вилку 20, перемещая промежуточ ную шестерню 32 заднего хода, вводит ее в зацепление с шестернями 17 и 31. Крутящий момент передается на вторичный вал через три шестерни: 31, 32 и 17. Поэтому вторичный вал будет вращаться в другую сторону.
При включении передачи заднего хода шток 27 вилки заднего хода нажимает на шток переключателя заднего хода, и в нем замыкается цепь лампы фонаря заднего хода. Белый цвет фонаря сигнализирует о включенной задней передаче.
Все передачи переднего хода синхронизированы. Принцип действия синхронизатора при включении III передачи показан на схемах I, II, III.
В нейтральном положении (схема I) блокирующие кольца 5 и 9 прижаты пружинами к стопорным кольцам 8. Между коническими поверхностями блокирующих колец и муфты 6 имеется зазор, а зубья блокирующих колец находятся во впадинах зубчатых венцов 4 и 12 синхронизаторов. Крутящий момент от зубчатого венца 12 через блокирующее кольцо 9 не передается.
В начале включения III передачи (схема II) скользящая муфта 6, перемещаясь по шлицам ступицы 42, прижимается своим конусом к конической поверхности блокирующего кольца 9. Между коническими поверхностями возникает трение, вследствие которого блокирующее кольцо проворачивается на небольшой угол (окружной ход от 2,5 до 5 мм). При этом боковые скосы зубьев блокирующего кольца упираются в боковые скосы зубьев венца 12, и дальнейшее проворачивание кольца прекращается. Одновременно создается сопротивление дальнейшему осевому перемещению муфты 6. Это будет продолжаться до тех пор, пока не выравнятся скорости вращения вторичного и промежуточного валов коробки передач. Уравнивание скоростей вращения валов происходит за счет трения между блокирующим кольцом и муфтой синхронизатора 6.
При полном включении III передачи (схема III), когда скорости вращения выравнятся, сила трения между коническими поверхностями муфты 6 и кольца 9, а также между скосами блокирующего кольца и венца 12, уменьшится, и блокирующее кольцо, скользя по скосам зубьев венца 12, переместится вместе с муфтой по зубьям венца синхронизатора. При этом муфта 6 соединит шестерню III передачи со ступицей 42, и произойдет безударное включение III передачи.
Замковое устройство работает следующим образом: при включении, например, задней передачи шток 76 (см. рис. 12), перемещаясь, выдавливает из своего гнезда прилегающий сухарь 77, который входит в гнездо штока 74 и одновременно через средний сухарь прижимает другой боковой сухарь к гнезду штока 73. Таким образом, штоки 73 и 74 будут зафиксированы в нейтральном положении. Аналогично происходит запирание двух каких-либо других штоков при включении любой другой передачи.
Детали коробки передач смазываются трансмиссионным маслом ТАД-17И, которое заливается в картер через отверстие, закрываемое пробкой 54; вместимость коробки передач 1,55 л.
Чтобы не допустить преждевременного выхода из строя коробки передач, следует регулярно, через каждые 10000 км пробега, проверять и, при необходимости доливать масло, а также проверять визуально отсутствие течи масла.
В процессе работы коробки передач масло от воздействия температуры, передающих нагрузок и окисления "стареет", поэтому его следует заменять через каждые 60000 км пробега.
Разберем схемы передачи крутящего момента при включении различных передач.
При включении I передачи муфта 14 синхронизатора соединяет малый венец шестерни 16 со ступицей 38. При этом крутящий момент через шестерню 16, муфту 14 и ступицу 38 передается на ведомый вал 2. Когда включена вторая передача, то муфта 14 соединяет зубчатый венец синхронизатора шестерни 13 со ступицей 38, и крутящий момент на вторичный вал будет передаваться через муфту 14 и ступицу 38. Аналогично происходит передача крутящего момента при включении третьей передачи, только через зубчатый венец шестерни 12.
Когда включена четвертая передача, то муфта 6 синхронизатора соединяет зубчатый венец 4 первичного вала 1 со ступицей 42 синхронизатора, и крутящий момент передается непосредственно с первичного вала 1 на вторичный вал 2. Поэтому эта передача называется прямой. При включении пятой передачи скользящая муфта 19 соединяет ступицу 18 с большим венцом шестерни 22. Крутящий момент передается от первичного вала 1 через шестерни 3 и 43 постоянного зацепления на промежуточный вал, от него на блок 34 шестерен и от большого венца блока на шестерню 22 пятой передачи, а затем через муфту 19 и ступицу 18 на вторичный вал.
Для включения задней передачи рычаг переключения передач передвигают вправо, затем утапливают вниз, чтобы выступ рычага переключения передач не уперся в лепесток блокирующей скобы, и перемещают назад. При этом шток через вилку 20, перемещая промежуточ ную шестерню 32 заднего хода, вводит ее в зацепление с шестернями 17 и 31. Крутящий момент передается на вторичный вал через три шестерни: 31, 32 и 17. Поэтому вторичный вал будет вращаться в другую сторону.
При включении передачи заднего хода шток 27 вилки заднего хода нажимает на шток переключателя заднего хода, и в нем замыкается цепь лампы фонаря заднего хода. Белый цвет фонаря сигнализирует о включенной задней передаче.
Все передачи переднего хода синхронизированы. Принцип действия синхронизатора при включении III передачи показан на схемах I, II, III.
В нейтральном положении (схема I) блокирующие кольца 5 и 9 прижаты пружинами к стопорным кольцам 8. Между коническими поверхностями блокирующих колец и муфты 6 имеется зазор, а зубья блокирующих колец находятся во впадинах зубчатых венцов 4 и 12 синхронизаторов. Крутящий момент от зубчатого венца 12 через блокирующее кольцо 9 не передается.
В начале включения III передачи (схема II) скользящая муфта 6, перемещаясь по шлицам ступицы 42, прижимается своим конусом к конической поверхности блокирующего кольца 9. Между коническими поверхностями возникает трение, вследствие которого блокирующее кольцо проворачивается на небольшой угол (окружной ход от 2,5 до 5 мм). При этом боковые скосы зубьев блокирующего кольца упираются в боковые скосы зубьев венца 12, и дальнейшее проворачивание кольца прекращается. Одновременно создается сопротивление дальнейшему осевому перемещению муфты 6. Это будет продолжаться до тех пор, пока не выравнятся скорости вращения вторичного и промежуточного валов коробки передач. Уравнивание скоростей вращения валов происходит за счет трения между блокирующим кольцом и муфтой синхронизатора 6.
При полном включении III передачи (схема III), когда скорости вращения выравнятся, сила трения между коническими поверхностями муфты 6 и кольца 9, а также между скосами блокирующего кольца и венца 12, уменьшится, и блокирующее кольцо, скользя по скосам зубьев венца 12, переместится вместе с муфтой по зубьям венца синхронизатора. При этом муфта 6 соединит шестерню III передачи со ступицей 42, и произойдет безударное включение III передачи.
Замковое устройство работает следующим образом: при включении, например, задней передачи шток 76 (см. рис. 12), перемещаясь, выдавливает из своего гнезда прилегающий сухарь 77, который входит в гнездо штока 74 и одновременно через средний сухарь прижимает другой боковой сухарь к гнезду штока 73. Таким образом, штоки 73 и 74 будут зафиксированы в нейтральном положении. Аналогично происходит запирание двух каких-либо других штоков при включении любой другой передачи.
Детали коробки передач смазываются трансмиссионным маслом ТАД-17И, которое заливается в картер через отверстие, закрываемое пробкой 54; вместимость коробки передач 1,55 л.
Чтобы не допустить преждевременного выхода из строя коробки передач, следует регулярно, через каждые 10000 км пробега, проверять и, при необходимости доливать масло, а также проверять визуально отсутствие течи масла.
В процессе работы коробки передач масло от воздействия температуры, передающих нагрузок и окисления "стареет", поэтому его следует заменять через каждые 60000 км пробега.