На сайте «Моя НИВА» можно найти различную информацию про автомобиль Лада 4x4 (выпускавшийся раньше как ВАЗ-2121 Нива). Устройство, особенности эксплуатации, ремонт и тюнинг Нивы, видео и фото Lada 4x4 - обо всём этом читайте и смотрите здесь. Добро пожаловать!
I.
Система расторможена. Педаль 28 тормоза оттянута пружиной 25 в исходное
положение до упора в наконечник 27 выключателя стоп-сигнала. Толкатель
24 с поршнем 30, а также корпус 17 клапана со штоком 32 под действием
пружины 31 занимают крайне заднее положение. Клапан 22 пружиной 29
прижат к заднему торцу поршня 30. Доступ атмосферного воздуха в полость
D перекрыт, а полость А через канал В, щель между клапаном 22 и торцом
корпуса 17 и канал С свободно соединяется с полостью D.
При
работающем двигателе разрежение из впускной трубы двигателя через шланг
К передается в полость А и затем через канал В в полость D. Поршни 11 и
37 главного цилиндра под действием возвратных пружин занимают крайнее
заднее положение до упора в ограничители 35. В этом положении между
поршнем 37 и штоком 32 усилителя имеется зазор 1,05-1,25 мм; распорные
втулки 36, упираясь в ограничительные винты 35, отжимают уплотнители 38
в переднее положение, тем самым открывая проходы для тормозной
жидкости. Рабочие полости главного тормозного цилиндра свободно
сообщаются с полостями бачка 12 через шланги, через отверстия в
цилиндре, через лабиринты между поршнями 11 и 37, распорными втулками
36 и уплотнителями 38 и далее через радиальные и осевые отверстия в
поршнях. Поршни колесных цилиндров передних тормозов отжаты от
тормозных колодок примерно на 0,1 мм за счет упругой деформации
уплотнительных колец, и тормозные колодки находятся в легком
соприкосновении с рабочими поверхностями тормозного диска. Тормозные
колодки 40 задних тормозов под действием стяжных пружин отведены от
тормозного барабана, а поршни 41 колесных цилиндров вдвинуты внутрь
цилиндров до упора сухарей в буртик упорных колец 43.
При
движении автомобиля без торможения поршень 49 регулятора давления за
счет предварительного скручивания торсионного рычага поднят в крайнее
верхнее положение до упора головки поршня в пробку 50 регулятора. В
этом положении поршня тормозная жидкость свободно проходит к колесным
цилиндрам задних тормозов через зазоры между поршнем 49, уплотнителем
47 и втулкой 48.
II. Начало торможения. При торможении
нажатием на тормозную педаль толкатель 24 клапана переместится вместе с
поршнем 30. Под действием пружины 29 клапан 22 закроет кольцевую щель и
разобщит вакуумную полость А с атмосферной полостью D. Поршень 30
переместится вперед до упора в пластину, и между задним торцом поршня и
клапана 22 появится зазор, кото рый соединит атмосферную полость D с
наружным воздухом. Заполняя вакуум, наружный воздух через фильтр и
образовавшийся зазор между поршнем и клапаном поступит в полость D и
создаст давление на диафрагму 18. Под действием разности давления в
полостях А и D корпус 17 клапана через буфер 20 будет давить на шток
32, снижая тем самым усилие на тормозной педали. Первоначально
выбирается зазор между поршнем 37 и регулировочным болтом штока, затем
начнет перемещаться поршень 37 полости привода вторичного контура. Как
только распорная втулка 36 отойдет от ограничительного винта 35,
уплотнительное кольцо 38 под действием пружины прижмется к торцевой
поверхности кольцевой канавки поршня и разобщит полость привода
первичного контура и полость бачка 12. С этого момента при дальнейшем
перемещении поршня 37 будет создаваться давление тормозной жидкости в
полости первичного контура, которое вызовет перемещение поршня 11
полости привода первичного контура. При этом давление в обеих рабочих
полостях будет возрастать равномерно (при исправных контурах привода).
При
возрастании давления в рабочих полостях главного цилиндра увеличивается
давление жидкости через радиальные отверстия на уплотнители 38, что
обеспечивает более плотное прилегание рабочей поверхности уплотнителей
к зеркалу цилиндра. Поршни 7 под давлением жидкости во вторичном
контуре, преодолевая сопротивление упругой деформации уплотнительных
колец 6, перемещаются до соприкосновения с внутренней тормозной
колодкой. При дальнейшем возрастании давления внутренняя колодка
прижмется к тормозному диску 10. Одновременно под давлением жидкости,
которое действует на днище блока цилиндров, начнет перемещаться блок
цилиндров 9 вместе с суппортом 5 по скосам направляющей 3 и прижимных
рычагов 4. При этом суппорт перемещает наружную тормозную колодку
относительно направляющей и прижимает ее к тормозному диску. Таким
образом, обе тормозные колодки 1 прижмутся к тормозному диску с
определенным равномерным усилием.
Увеличение давления жидкости
в первичном контуре вызывает перемещение поршней в верхних цилиндрах
блоков 9 и в колесных цилиндрах задних тормозов. При этом поршни 41
раздвигают и прижимают тормозные колодки 40 к тормозному барабану, а
верхние поршни блока цилиндров 9 увеличивают суммарное усилие, с
которым тормозные колодки переднего тормоза прижимаются к диску 10.
В
начале торможения масса автомобиля стремится переместиться вперед,
нагрузка на переднюю подвеску возрастает, а на заднюю уменьшается.
Благодаря этому задняя часть кузова начинает приподниматься вместе с
регулятором давления 27 (см. рис. 20) и обоймой 32 опорной втулки 33.
При этом рычаг 31 привода регулятора давления повернется относительно
пальца тяги, которая соединяет рычаг с балкой заднего моста, и короткое
плечо рычага 44 (см. рис. 25) опустится вниз, т.е. рычаг 44 перестанет
давить на поршень 49 регулятора давления.
Сила давления
жидкости на верхний торец поршня с большей площадью поверхности в
какой-то момент превысит силу давления жидкости, действующей на поршень
снизу, и поршень, преодолевая сопротивление пружины, начнет опускаться
вниз, следуя за коротким плечом рычага 44.
III. Полное
торможение. В момент полного торможения происходит наибольший подъем
задней части кузова. Сцепление задних колес с дорогой ухудшается,
Поршень 49 регулятора давления, опускаясь вниз, прижимается головкой к
уплотнителю 47 и перекрывает поступление жидкости к колесным цилиндрам
задних тормозов. Дальнейшее увеличение тормозного момента на задних
колесах прекращается, предотвращая возможный "юз", а значит и занос
автомобиля. После срабатывания регулятора давления в полости под
поршнем создается давление Р1, а в полости над поршнем - давление Р2,
которое меньше давления Р1.
IV. При снятии ноги с педали
тормоза все детали, входящие в привод тормозов и тормозных механизмов
колес, под действием возвратных пружин занимают исходное положение
(см.положение I).