Передняя подвеска
Рис. 19. Передняя подвеска, ступица переднего колеса. 1.
Нижний рычаг; 2. Кронштейн поперечины; 3. Нижняя опорная чашка пружины
подвески; 4. Пружины подвески; 5. Буфер хода сжатия; 6. Стойка опоры
буфера сжатия; 7. Ограничитель хода сжатия; 8. Кронштейн крепления
амортизатора; 9. Амортизатор; 10. Обойма крепления штанги
стабилизатора; 11. Резиновая подушка штанги стабилизатора; 12. Штанга
стабилизатора; 13. Нижний шарнир; 14. Защитный кожух тормозного
механизма колеса; 15. Тормозной диск; 16. Ступица колеса; 17. Болт
крепления тормозного диска и колеса; 18. Конусная втулка; 19. Колпак
колеса; 20. Хвостовик наружного шарнира равных угловых скоростей; 21.
Втулка сальника; 22. Сальник; 23. Грязеотражательное кольцо; 24.
Подшипники ступицы колеса; 25. Поворотный кулак; 26. Палец шарового
шарнира; 27. Защитный чехол шарового пальца; 28. Подшипник; 29. Обойма
вкладыша шарового пальца; 30. Корпус подшипника шарового пальца; 31.
Лонжерон кузова; 32. Пластина крепления штанги стабилизатора; 33.
Растяжка; 34. Кронштейн крепления растяжки к кузову; 35. Шайбы; 36.
Верхний шаровой шарнир; 37. Подушки крепления штока амортизатора; 38.
Шток амортизатора; 39. Шайба крепления штока амортизатора; 40. Верхний
кронштейн крепления амортизатора; 41. Верхний рычаг; 42. Кронштейн
буфера отбоя; 43. Буфер хода отбоя; 44. Ось верхнего рычага подвески;
45. Болты крепления оси верхнего рычага; 46. Регулировочные шайбы; 47.
Верхняя опора пружины подвески; 48. Верхняя опорная чашка пружины
подвески; 49. Изолирующая прокладка пружины; 50. Кронштейн крепления
растяжки к поперечине; 51. Поперечина передней подвески; 52. Втулка оси
нижнего рычага; 53. Шайбы нижнего рычага; 54. Резинометаллический
шарнир нижнего рычага; 55. Ось нижнего рычага подвески; 56. Упорная
шайба оси нижнего рычага; 57. Резиновая втулка шарнира; 58. Внутренняя
втулка шарнира; 59. Наружная втулка шарнира; 60. Упорная шайба шарнира;
I. Угол развала (а) и поперечного (b) наклона оси поворота; II.
Схождение передних колес; III. Угол (у) продольного наклона оси
поворота; IV. D - С = 1 - 5 мм. |
Связывающим
звеном между колесами и кузовом являются передняя и задняя подвески
автомобиля. Через них передаются на кузов силы, действующие на колеса.
В подвески включены элементы, которые смягчают передаваемые
динамические нагрузки, уменьшают колебания кузова, обеспечивают хорошую
устойчивость и плавность хода автомобиля. К этим элементам относятся
направляющее устройство, упругие элементы, амортизаторы и стабилизатор
поперечной устойчивости.
Передняя подвеска независимая, бесшкворневая, со стабилизатором поперечной устойчивости. Тип и конструкция подвески обеспечивают плавность хода и устойчивость автомобиля при высокой скорости.
Направляющее устройство подвески определяет характер движения колеса относительно дороги и кузова и передает силы и моменты от колеса к кузову. К этому устройству относятся верхний 41 и нижний 1 рычаги подвески и шарнирно связанный с ними поворотный кулак 25.
Связывающим звеном подвесок правого и левого колес является поперечина 51 трубчатого сечения. К обоим концам поперечины приварены кронштейны 2, которыми подвеска крепится к лонжеронам кузова. В отверстиях бобышек кронштейна запрессованы втулки 52 осей нижних рычагов. Сзади к поперечине приварены два кронштейна для крепления растяжек 33. Другими концами растяжки крепятся к кронштейнам 34 кузова. Растяжки воспринимают продольные силы и их моменты во время движения автомобиля и этим самым предохраняют болты крепления поперечины от срезания.
Нижний рычаг 1 подвески сварен из двух частей, которые, соединяясь, образуют гнездо для крепления нижнего шарового шарнира 13. Рычаг 1 соединяется с поперечиной 51 подвески осью 55 через резинометаллические шарниры 54.
Резиновая втулка 57 шарнира установлена с большим радиальным натягом между наружной 59 и внутренней 58 втулками. Наружная втулка шарнира запрессована в отверстие рычага 1; через внутреннюю втулку 58 проходит ось 55. С торцов резиновая втулка шарнира зажата между упорными шайбами 56 и 60. При качании рычага подвески происходит деформация резиновой втулки без проворачивания ее относительно деталей шарнира.
Между торцевыми поверхностями резинометаллических шарниров и втулками 52 оси поперечины установлены упорные шайбы 56 и набор технологических шайб 53 толщиной 0,5 мм. Изменением толщины набора шайб 53 регулируют продольный наклон оси поворота при сборке автомобиля на заводе.
Верхний рычаг 41 подвески на наружной вилчатой части имеет посадочное гнездо для крепления верхнего шарового шарнира 36; в проушины рычага запрессованы резинометаллические шарниры, конструкция которых аналогична шарнирам нижних рычагов, но размер другой.
Верхний рычаг в сборе с резинометаллическими шарнирами крепится двумя болтами к боковому кронштейну поперечины подвески.
Шаровые опоры 36 и 13 соединяют рычаги подвески с поворотным кулаком 25. Шарниры неразборной конструкции, верхние и нижние одинаковой конструкции, взаимозаменяемы; в процессе эксплуатации автомобиля смазки не требуют.
К упругим элементам подвески относятся пружины 4 и резиновые буфера отбоя и сжатия. Буфер отбоя 43 грибовидным хвостовиком удерживается в кронштейне 42. Буфер сжатия 5 удерживается хвостовиком в обойме, соединенной контактной сваркой со стойкой 6.
При статической нагрузке нижняя опорная чашка 3 слегка упирается в буфер сжатия 5, что обеспечивает его постоянную работу.
Ход подвески ограничивается при сжатии упором нижней опорной чашки 3 в металлический ограничитель 7 хода сжатия, а при отбое - упором верхнего рычага 41 в кронштейн 42 буфера отбоя.
Цилиндрическая витая пружина 4 упирается верхним концом через стальную опорную чашку 48 и резиновую изолирующую прокладку 49 на опору 47, а нижним концом через пластмассовую изолирующую прокладку на опорную чашку 3 нижнего рычага подвески.
Стабилизатор поперечной устойчивости обеспечивает угловую жесткость автомобиля, уменьшая боковой крен на повороте и поперечное раскачивание кузова.
Штанга 12 стабилизатора установлена в резиновых подушках 11 и крепится обоймами 10 к кронштейнам лонжеронов кузова и к кронштейнам нижних рычагов подвески.
При крене автомобиля правый и левый нижние рычаги подвески поворачиваются на своих осях относительно поперечины подвески в противоположные стороны, увлекая за собой кривошипы штанги стабилизатора. При этом концы штанги стабилизатора, поворачиваясь также в противоположных направлениях, закручивают среднюю часть штанги. Упругое сопротивление штанги оказывает противодействие силам, вызывающим крен кузова, и уменьшают величину крена.
Ступица 16 переднего колеса вращается на двух радиально-упорных конических подшипниках 24, наружные кольца которых запрессованы в гнезда поворотного кулака, а внутренние посажены с небольшим зазором на обработанные пояски ступицы колеса. Такая посадка колец подшипников обеспечивает регулировку зазора в подшипниках ступицы колеса при затягивании гайки. Оптимальный зазор должен быть равен 0,025-0,080 мм, максимально допустимый при эксплуатации автомобиля - 0,15 мм. Регулировочная гайка фиксируется от самопроизвольного проворачивания вдавливанием ее пояска в пазы хвостовика 20 корпуса наружного шарнира. Подшипники смазываются консистентной смазкой ЛИТОЛ-24, которая заложена в полость поворотного кулака при сборке ступицы.
В отверстие ступицы на шлицах установлен хвостовик 20 корпуса шарнира равных угловых скоростей. Центрирование хвостовика 20 относительно ступицы обеспечивается конической втулкой 18 и центровочным пояском корпуса шарнира. Внутренняя полость поворотного кулака 25 и подшипники 24 защищены от попадания грязи и влаги двумя сальниками 22. Снаружи ступица закрыта колпаком 19.
В отверстия фланца ступицы и тормозного диска запрессованы пять болтов крепления переднего диска. На головке каждого болта имеется лыска, которая, упираясь во внутреннюю проточку тормозного диска, не дает проворачиваться болтам при затягивании гаек крепления колеса.
Передняя подвеска независимая, бесшкворневая, со стабилизатором поперечной устойчивости. Тип и конструкция подвески обеспечивают плавность хода и устойчивость автомобиля при высокой скорости.
Направляющее устройство подвески определяет характер движения колеса относительно дороги и кузова и передает силы и моменты от колеса к кузову. К этому устройству относятся верхний 41 и нижний 1 рычаги подвески и шарнирно связанный с ними поворотный кулак 25.
Связывающим звеном подвесок правого и левого колес является поперечина 51 трубчатого сечения. К обоим концам поперечины приварены кронштейны 2, которыми подвеска крепится к лонжеронам кузова. В отверстиях бобышек кронштейна запрессованы втулки 52 осей нижних рычагов. Сзади к поперечине приварены два кронштейна для крепления растяжек 33. Другими концами растяжки крепятся к кронштейнам 34 кузова. Растяжки воспринимают продольные силы и их моменты во время движения автомобиля и этим самым предохраняют болты крепления поперечины от срезания.
Нижний рычаг 1 подвески сварен из двух частей, которые, соединяясь, образуют гнездо для крепления нижнего шарового шарнира 13. Рычаг 1 соединяется с поперечиной 51 подвески осью 55 через резинометаллические шарниры 54.
Резиновая втулка 57 шарнира установлена с большим радиальным натягом между наружной 59 и внутренней 58 втулками. Наружная втулка шарнира запрессована в отверстие рычага 1; через внутреннюю втулку 58 проходит ось 55. С торцов резиновая втулка шарнира зажата между упорными шайбами 56 и 60. При качании рычага подвески происходит деформация резиновой втулки без проворачивания ее относительно деталей шарнира.
Между торцевыми поверхностями резинометаллических шарниров и втулками 52 оси поперечины установлены упорные шайбы 56 и набор технологических шайб 53 толщиной 0,5 мм. Изменением толщины набора шайб 53 регулируют продольный наклон оси поворота при сборке автомобиля на заводе.
Верхний рычаг 41 подвески на наружной вилчатой части имеет посадочное гнездо для крепления верхнего шарового шарнира 36; в проушины рычага запрессованы резинометаллические шарниры, конструкция которых аналогична шарнирам нижних рычагов, но размер другой.
Верхний рычаг в сборе с резинометаллическими шарнирами крепится двумя болтами к боковому кронштейну поперечины подвески.
Шаровые опоры 36 и 13 соединяют рычаги подвески с поворотным кулаком 25. Шарниры неразборной конструкции, верхние и нижние одинаковой конструкции, взаимозаменяемы; в процессе эксплуатации автомобиля смазки не требуют.
К упругим элементам подвески относятся пружины 4 и резиновые буфера отбоя и сжатия. Буфер отбоя 43 грибовидным хвостовиком удерживается в кронштейне 42. Буфер сжатия 5 удерживается хвостовиком в обойме, соединенной контактной сваркой со стойкой 6.
При статической нагрузке нижняя опорная чашка 3 слегка упирается в буфер сжатия 5, что обеспечивает его постоянную работу.
Ход подвески ограничивается при сжатии упором нижней опорной чашки 3 в металлический ограничитель 7 хода сжатия, а при отбое - упором верхнего рычага 41 в кронштейн 42 буфера отбоя.
Цилиндрическая витая пружина 4 упирается верхним концом через стальную опорную чашку 48 и резиновую изолирующую прокладку 49 на опору 47, а нижним концом через пластмассовую изолирующую прокладку на опорную чашку 3 нижнего рычага подвески.
Стабилизатор поперечной устойчивости обеспечивает угловую жесткость автомобиля, уменьшая боковой крен на повороте и поперечное раскачивание кузова.
Штанга 12 стабилизатора установлена в резиновых подушках 11 и крепится обоймами 10 к кронштейнам лонжеронов кузова и к кронштейнам нижних рычагов подвески.
При крене автомобиля правый и левый нижние рычаги подвески поворачиваются на своих осях относительно поперечины подвески в противоположные стороны, увлекая за собой кривошипы штанги стабилизатора. При этом концы штанги стабилизатора, поворачиваясь также в противоположных направлениях, закручивают среднюю часть штанги. Упругое сопротивление штанги оказывает противодействие силам, вызывающим крен кузова, и уменьшают величину крена.
Ступица 16 переднего колеса вращается на двух радиально-упорных конических подшипниках 24, наружные кольца которых запрессованы в гнезда поворотного кулака, а внутренние посажены с небольшим зазором на обработанные пояски ступицы колеса. Такая посадка колец подшипников обеспечивает регулировку зазора в подшипниках ступицы колеса при затягивании гайки. Оптимальный зазор должен быть равен 0,025-0,080 мм, максимально допустимый при эксплуатации автомобиля - 0,15 мм. Регулировочная гайка фиксируется от самопроизвольного проворачивания вдавливанием ее пояска в пазы хвостовика 20 корпуса наружного шарнира. Подшипники смазываются консистентной смазкой ЛИТОЛ-24, которая заложена в полость поворотного кулака при сборке ступицы.
В отверстие ступицы на шлицах установлен хвостовик 20 корпуса шарнира равных угловых скоростей. Центрирование хвостовика 20 относительно ступицы обеспечивается конической втулкой 18 и центровочным пояском корпуса шарнира. Внутренняя полость поворотного кулака 25 и подшипники 24 защищены от попадания грязи и влаги двумя сальниками 22. Снаружи ступица закрыта колпаком 19.
В отверстия фланца ступицы и тормозного диска запрессованы пять болтов крепления переднего диска. На головке каждого болта имеется лыска, которая, упираясь во внутреннюю проточку тормозного диска, не дает проворачиваться болтам при затягивании гаек крепления колеса.