РЕКОРДЫ И ДОСТИЖЕНИЯ «НИВЫ»
Чего-чего, а рекордов на счету нашей «Нивы» хватает! Вот лишь некоторые из них.
В 1998 году она своим ходом поднялась на Эверест до базового лагеря, расположенного на высоте 5200м, а в 99-м на Тибетском плато в Гималаях взяла высоту в 5726м над уровнем моря.
Альпинисты оценят. Это факт 13-й (рекорд англичан, зафиксированный в
1997 году на Эльбрусе, был достигнут с помощью подручных средств -
тогда «Ленд Ровер» втащили на отметку 5642 метра буквально тросами и
лебедками. А это, как говорят в Одессе, две большие разницы). После
этого покорение русским внедорожником вершины Фудзиямы, священной горы
и самой высокой точки Японии (3776м) уже не кажется чем-то
исключительным - так, небольшая прогулка по руслу высохшего ручьи, не
более... Но глаза японцев, наблюдавших эту «прогулку», округлялись до
размеров, не предусмотренных природой - им такое и в голову не могло
прийти!
В актив «Нивы» следует записать и покорение Северного полюса: в
апреле 1998 года она, будучи сброшенной с парашюта, завелась и дошла до
макушки Земли. Но еще более невероятным кажется факт под номером 14: обычная «Нива» 15 лет (!) проработала в Антарктиде, на станции Беллинсгаузен!
Ее туда в 1990 году доставили по просьбе наших полярников. Первый год
на ней работал заводской водитель-испытатель Николай Макеев,
командированный заводом. Потом вездеход остался в распоряжении
работников антарктической экспедиции и эксплуатируется на станции и по
сей день. Общий пробег машины за эти годы составил всего 11800 км, но
там эти километры идут десять за сто. Дорог, понятное дело, в
Антарктике нет. Тепла - тоже. Уникальность ситуации в том, что рядом с
нашей станцией расположено 9 постоянных и 6 сезонных станций и баз 15
государств мира. Там бывают участники экспедиций, официальные лица,
туристы, представители СМИ сотен государств. Ярко-красная «Нива»,
годами ездящая в снегах Антарктики мимо этих «представителей» - лучшая
реклама советскому автопрому!
Все иностранные станции имеют в Антарктиде свои внедорожники,
больше всего среди них американских джипов. Машины служат, как
правило, не боле трех-пяти лет, после чего вывозятся как утиль. «Нива»,
таким образом, пережила их как минимум втрое! Причин тому несколько:
во-первых, мастерство наших механиков, способных починить что угодно и
где угодно. Во-вторых, безвыходность: другой машины не присылали, а
кроме первоначального комплекта запчастей, полученного с завода, на
станцию за все эти годы для «Нивы» не завозили ничего, кроме масел,
фильтров и других расходных материалов (узнаю тебя, Россия!..).
В-третьих, машина хранилась в неотапливаемом гараже, что в какой-то
мере сдерживало коррозию кузова (максимальная температура воздуха на
станции не поднимается выше +5 градусов). Через 11 лет верной службы
«Нивы» на благо науки и пропаганды советского образа жизни (тольяттинский
автомобиль стал первым в мире колесным транспортным средством,
применявшимся для сообщения между полярными станциями на Южном полюсе
- факт 15-й) на «АвтоВАЗ» пришло письмо от российских полярников с
благодарностью «за продукцию завода». Сомневающиеся в этом факте могут
спросить о нем у Вячеслава Мартьянова, бывшего в то время заместителем
начальника Российской антарктической экспедиции и подписавшего это
письмо.