На сайте «Моя НИВА» можно найти различную информацию про автомобиль Лада 4x4 (выпускавшийся раньше как ВАЗ-2121 Нива). Устройство, особенности эксплуатации, ремонт и тюнинг Нивы, видео и фото Lada 4x4 - обо всём этом читайте и смотрите здесь. Добро пожаловать!
1.
Полупроводниковая пластина с интегральной микросхемой; 2. Постоянный
магнит; 3. Изолятор; 4. Корпус катушки зажигания; 5. Вторичная обмотка;
6. Первичная обмотка; 7. Наружный магнитопровод; 8. Клемма "К" вывода
конца первичной обмотки; 9. Крышка; 10. Клемма высокого напряжения; 11.
Клемма "Б" вывода начала первичной и конца вторичной обмоток; 12.
Сердечник; 13. Контактная гайка; 14. Изолятор свечи; 15. Стержень; 16.
Корпус свечи; 17. Уплотнительное кольцо; 18. Теплоотводящая шайба; 19.
Центральный электрод; 20. Боковой электрод; 21. Валик
датчика-распределителя зажигания; 22. Маслоотражательная муфта вала;
23. Штепсельный разъем; 24. Диафрагма; 25. Крышка вакуумного
регулятора; 26. Корпус вакуумного регулятора; 27. Тяга вакуумного
регулятора; 28. Опорная пластина регулятора опережения зажигания; 29.
Ротор распределителя зажигания; 30. Боковой электрод с клеммой для
провода к свече зажигания; 31. Крышка распределителя зажигания; 32.
Центральный электрод с клеммой для провода от катушки зажигания; 33.
Уголек центрального электрода; 34. Центральный контакт ротора; 35.
Резистор 1000 Ом для подавления радиопомех; 36. Наружный контакт
ротора; 37. Ведущая пластина центробежного регулятора; 38. Грузик
регулятора опережения зажигания; 39. Экран; 40. Опорная пластина
бесконтактного датчика; 41. Бесконтактный датчик; 42. Корпус
датчика-распределителя зажигания; 43. Корпус масленки; 44. Стопорная
пластина подшипника; 45. Подшипник опорной пластины бесконтактного
датчика; 46. Свечи зажигания; 47. Катушка зажигания; 48. Коммутатор;
49. Реле зажигания 113.3747-10; 50. Выключатель зажигания; I.
Характеристика вакуумного регулятора опережения зажигания: А - угол
опережения зажигания, град; Р - разрежение, гПа (мм рт.ст.); II.
Характеристика центробежного регулятора опережения зажигания: А - угол
опережения зажигания, град; n - частота вращения валика распределителя
зажигания, мин-1; III. Схема работы центробежного регулятора опережения
зажигания: А - угол опережения зажигания; IV. Схема работы
бесконтактного датчика: В - импульсы напряжения (U) на выходе датчика;
С - импульсы тока (I) в первичной обмотке катушки зажигания; t - время
накопления тока; V. Схема системы зажигания.
На
автомобилях ВАЗ-21213 применяется бесконтактная электронная система
зажигания высокой энергии. Она состоит из следующих основных узлов:
датчика-распределителя зажигания, коммутатора, свечей зажигания,
катушки зажигания, выключателя зажигания и проводов высокого
напряжения.
Датчик-распределитель зажигания применяется типа
3810.3706 и служит для выдачи управляющих импульсов низкого напряжения
на коммутатор и для распределения импульсов высокого напряжения по
свечам зажигания. Он установлен в левой передней части двигателя и
приводится во вращение от винтовой зубчатой шестерни 21 (см.рис. 3).
Валик
21 вращается в металлокерамической втулке, запрессованной в корпусе 42.
Смазка к втулке подводится по фитилю от масленки 43. На валике
расположены детали центробежного регулятора зажигания: ведущая пластина
37 и опорная пластина 28 с грузиками 38. Ведущая пластина закреплена на
валике, а опорная - вместе с экраном 39 составляет единый узел с
втулкой, надетой на валик. Втулка в небольших пределах может
поворачиваться на валике.
Бесконтактный датчик 41 закреплен на
пластине 40 и действует на основе эффекта Холла, который заключается в
возникновении поперечного электрического поля в пластинке
полупроводника при действии на нее магнитного поля. Датчик состоит из
полупроводниковой пластинки 1 с интегральной микросхемой и постоянного
магнита 2 с магнитопроводом. Между пластинкой и магнитом имеется зазор,
в котором находится стальной экран 39 с четырьмя прорезями.
Когда
через зазор датчика проходит тело экрана (см.схему IV), то магнитные
силовые линии замыкаются через экран и на пластинку не действуют.
Поэтому разность потенциалов в пластинке не возникает. Если же в зазоре
находится прорезь экрана, то на пластинку полупроводника действует
магнитное поле, и с нее снимается разность потенциалов.
Интегральная
микросхема, встроенная в датчик, преобразует разность потенциалов,
возникающую на пластинке, в импульсы напряжения отрицательной
полярности. Таким образом, когда тело экрана находится в зазоре
датчика, то на его выходе имеется напряжение Umax, примерно на 3 В
меньшее напряжения питания. Если же через зазор датчика проходит
прорезь экрана, то напряжение Umin на выходе датчика близко к нулю (не
более 0,4 В).
Коммутатор. Электронный коммутатор 48 служит для
прерывания тока в первичной цепи катушки зажигания по сигналам
бесконтактного датчика. Могут применяться взаимозаменяемые коммутаторы
различных марок: 3620.3734, HIM-52, BAT10.2, RT1903 или PZE4020. Для
прерывания тока служит специальный мощный высоковольтный транзистор.
В
схеме коммутатора имеется устройство для автоматического регулирования
периода t накопления тока I в катушке зажигания в зависимости от
частоты вращения коленчатого вала. Величина импульсов тока I составляет
8-9 А. Кроме того, предусмотрено автоматическое отключение тока через
катушку зажигания при неработающем двигателе, но включенном зажигании.
Через 2-5 сек после остановки двигателя выходной транзистор запирается,
не создавая при этом искры на свечах зажигания.
Свечи
зажигания применяются либо отечественные типа А-17ДВ-10 или FE65PR
производства Словении, или им подобные. Эти свечи имеют встроенный
помехоподавительный резистор величиной 4-10 кОм. Конструкция свечей -
традиционная. Зазор между электродами свечей составляет 0,7-0,8 мм.
Выключатель
зажигания установлен на кронштейне с левой стороны рулевой колонки и
закреплен двумя винтами. Он состоит из корпуса с замком и
противоугонным устройством и контактной части. Принцип действия
противоугонного устройства заключается в том, что после вынимания из
замка ключа, установленного в положение III (Стоянка), запорный
стержень замка выдвигается, входит в паз вала руля и блокирует вал.
Ключ из замка можно вынуть только в положении III.
Катушка
зажигания - типа 27.3705 с разомкнутым магнитопроводом,
герметизированная, маслонаполненная. Она предназначена для
преобразования тока низкого напряжения (12 В) в ток высокого напряжения
(20-25 кВ) для пробоя воздушного зазора между электродами свечей
зажигания. Представляет собой трансформатор с двумя обмотками:
первичной 6 и вторичной 5.
Работа системы зажигания. При
работе двигателя бесконтактный датчик выдает импульсы напряжения на
штекер "6" коммутатора, а тот преобразует их в импульсы тока I в
первичной обмотке катушки зажигания. В момент прерывания тока магнитное
поле в катушке зажигания резко сжимается и, пересекая витки обмотки,
индуктирует в ней ЭДС порядка 22-25 кВ. Ток высокого напряжения идет к
центральной клемме 32 датчика-распределителя зажигания, затем через
контакты ротора 29 к боковому электроду 30 и далее к свече зажигания,
создавая искровой заряд между ее электродами.
Чтобы получить
максимальную мощность двигателя, необходимо воспламенять горючую смесь
несколько ранее прихода поршня в ВМТ и каждой частоте вращения
коленчатого вала двигателя необходим свой угол опережения зажигания.
Так, при 750-800 об/мин начальный угол опережения зажигания составляет
1°+-1°. С увеличением частоты вращения угол опережения зажигания должен
увеличиваться, а с уменьшением частоты - уменьшаться. Эту задачу
выполняет центробежный регулятор опережения зажигания.
При
увеличении частоты вращения валика датчикараспределителя грузики 38 под
действием центробежных сил расходятся и поворачивают опорную пластину
28 вместе с экраном 39 на угол А. Теперь прорезь экрана раньше на угол
А проходит через зазор датчика, и он раньше выдает импульс, т.е.
опережение зажигания увеличивается. При уменьшении частоты вращения
валика центробежные силы, действующие на грузики, уменьшаются, и
пружины поворачивают опорную пластину 28 с экраном 39 против
направления вращения валика, т.е. опережение зажигания уменьшается.
Вакуумный
регулятор изменяет опережение зажигания в зависимости от нагрузки на
двигатель. При небольших нагрузках содержание остаточных газов в
горючей смеси высокое, поэтому смесь сгорает медленнее и ее надо
поджигать раньше и наоборот.
На диафрагму 24 вакуумного
регулятора действует разрежение, отбираемое из зоны над дроссельной
заслонкой первой камеры карбюратора. При небольших открытиях
дроссельной заслонки (малая нагрузка) под действием разрежения,
диафрагма 24 оттягивается и тягой 27 поворачивает опорную пластину 40
датчика против направления вращения валика. Опережение зажигания
увеличивается. По мере дальнейшего открытия дроссельной заслонки
(увеличение нагрузки) разрежение уменьшается, и пружина отжимает
диафрагму в исходное положение. Опорная пластина датчика поворачивается
в направлении вращения валика и опережение зажигания уменьшается.